С поразительной скоростью, спустя всего неделю с небольшим после первого публичного обсуждения, Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", которое Геннадий Онищенко называл ответом на все его вопросы. Однако на самый главный вопрос главы Роспотребнадзора ВС РФ не решился дать однозначного ответа.
Положительно оценивая документ, Онищенко, прежде всего, имел в виду его пункт 52, в изначальной редакции которого ВС РФ по сути устанавливал запрет банкам передавать права требования по кредитам граждан коллекторам. В проекте постановления это положение гласило буквально следующее: "С учетом положений п.1 ст.388 и п.1 ст.819 ГК РФ при рассмотрении дел по спорам о предоставлении кредитов потребителям банк, иная кредитная организация не вправе передавать право требования по кредитному договору с потребителем лицам, не имеющим лицензии на осуществление банковской деятельности, если иное не установлено законом".
Напомним, что Онищенко всегда был противником идеи продажи банками долгов физических лиц небанковским организациям и резко критиковал подход Высшего Арбитражного Суда РФ по этой проблеме. Однако, во время сегодняшнего принятия документа выяснилось, что высшая судебная инстанция пошла на попятную в этом вопросе: пункт об уступке требований по кредитам физлиц (в окончательном тексте он уже под номером 51) был дополнен оговоркой о том, что банк не имеет прав на такую уступку лицам, не имеющим лицензии на осуществление банковской деятельности, "если иное не установлено законом или договором, содержащим данное условие, которое было согласовано сторонами при его заключении".
Присутствовавший сегодня на Пленуме ВС замминистра юстиции Юрий Любимов предложил судьям не торопиться с принятием постановления именно из-за этого пункта — он высказался в том ключе, что над его редакцией еще "стоит подумать". Однако замгенпрокурора Сабир Кехлеров выступил резко против дальнейших размышлений. "Период обсуждения завершен, надо принимать", — сказал он, делая упор на том, что пункт ограждает граждан от непрофессиональных представителей банковской сферы, почему-то никак не комментируя оговорку, по сути сводящую на нет смысл обсуждаемого пункта.
Соответственно, согласно логике ВС РФ гражданин заемщик сможет избежать продажи его долга коллекторам, только если при заключении кредитного догвоора сможет убедить банк исключить из типового договора пункт о допустимости передачи прав требований по его кредиту.