Виктор Нусенкис, основатель украинской группы "Донецксталь", перебравшийся в Россию и занимающийся здесь угольным бизнесом, взыскал с ТСЖ крупную сумму на ремонт своей квартиры в центре Москвы, пострадавшей от прорыва трубы отопления. Причем в Мосгорсуд он обратился ради того, чтобы получить еще 10000 руб.
Конфликт между Нусенкисом, владельцем квартиры в доме 6/1 на Сретенском бульваре в центре столицы, и ТСЖ "Товарищество на Сретенке" начался в 27 октября 2010 года, когда на чердаке этого дома, в коридоре у входа в мастерскую произошел прорыв трубы отопления. В результате квартира бизнесмена была затоплена.
На следующий день главный инженер ТСЖ в присутствии представителя Нусенкиса составил акт осмотра помещений на чердаке, в котором также подтвердил факт залива квартиры бизнесмена. Но конфликт мирно урегулировать не удалось. Предприниматель потребовал от товарищества возместить ему затраты на ремонт квартиры, однако представители ТСЖ отказались, сославшись на отсутствие своей вины в произошедшем. В какую сумму оценил бизнесмен ремонт собственной квартиры узнать не удалось: из судебных актов эта информация изъята, представители ТСЖ комментировать процесс отказались, а с Нусенкисом через пресс-службу его компаний связаться не удалось.
Судебная тяжба между предпринимателем и ТСЖ шла в Мещанском районном суде Москвы. В суде представители товарищества продолжали настаивать на отсутствии вины и, как следствие, необходимости возмещать ущерб Нусенкису. Видимо, ТСЖ намеревалось переложить ответственность на того, кто и произвел незаконную врезку в трубу отопления, поскольку одним из аргументом ТСЖ стал как раз довод об этой врезке, выявленной на чердаке в сентябре 2010 года. В соответствующем акте, рассказывали представители товарищества, сразу же была зафиксирована необходимость после окончания отопительного периода заменить этот участок магистрали центрального отопления и демонтировать незаконную врезку.
Однако с этими доводами не согласился судья Алексей Семченко, который обратил внимание на то, что "обстоятельства не свидетельствуют о наличии вины в произошедшем заливе кого-либо из владельцев помещений в доме", а сам факт незаконной врезки в магистраль центрального отопления, отметил судья в своем решении от 2 марта 2012 года, еще не является причиной залива, таких доказательств ответчиком не представлено. При этом "на ТСЖ лежит прямая обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние общего имущества в доме, однако эта обязанность была проигнорирована ответчиком, несмотря на то, что о незаконной врезке ТСЖ было известно за полтора месяца до залива квартиры истца", говорится в решении суда.
В результате судья Семченко счел, что именно на ТСЖ лежит обязанность по возмещению причиненного ущерба Нусенкису. На основании этого судья постановил взыскать с ТСЖ деньги на ремонт квартиры, а также затраты истца на проведение независимой экспертизы для определения размера ущерба.
Однако Нусенкис был вынужден обратиться в Мосгорсуд с апелляционной жалобой на это решение. Поводом послужила досадная описка судьи Семченко, который в мотивировочной части своего решения указал на необходимость взыскать с ТСЖ расходы на проведение оценки стоимости ремонтных работ (10000 руб.), а в резолютивной части решения об этом не упомянул. Судебный акт второй инстанции, опубликованный в понедельник, должен уже полностью удовлетворить Нусенкиса он отсудил все положенное.
Нусенкис один из самых скрытных российских предпринимателей такого масштаба. Журнал Forbes, например, так и назвал свою статью о нем "Неизвестный Виктор Нусенкис, угольный магнат и православный меценат". В этом материале приводились слова протоиерея Николая Соколова о том, что Нусенкис — один из главных православных меценатов. "Многие предприниматели жертвуют храмам, сказал он. Но такого яркого бескорыстного служения и самоотдачи я не видел. Человек забывает себя, это я вижу".
На подавляющем большинстве (если не на всех) предприятиях Нусенкиса есть церкви, и по крайней мере на одном из них в шахтоуправлении "Покровском" (бывшая шахта "Красноармейская-Западная-1") обязательным было присутствие одного человека от участка на богослужениях. "Если кто-то не приходил, у начальника участка, да и у всех его подчиненных начинались проблемы", цитировал Forbes одного из рабочих, а другие рассказывали, что с Нусенкисом, когда он приезжает на шахты, в личной машине всегда ездят два священника.
По данным Forbes, стоимость российского бизнеса Нусенкиса приблизилась к $1 млрд. "Нусенкис много отдает бедным, но с богатыми строг", так его охарактеризовал журнал, отметив, что все его бывшие украинские друзья-партнеры остались без долей в бизнесе, хотя, например, бывший украинский прокурор Геннадий Васильев и пытался судиться.