Президент Федеральной палаты адвокатов РФ Евгений Семеняко обратился с письмом к замглавы Минюста Елене Борисенко с просьбой "нормализовать ситуацию с проходом адвокатов в суды по адвокатским удостоверениям", сообщается на сайте палаты.
Глава ФПА отмечает, что его обращение вызвано "получающей все большее распространение порочной практикой принижения правового статуса удостоверения адвоката". По словам Семеняко, в адвокатском сообществе нарастает обеспокоенность участившимися случаями препятствий прохода адвокатов в здания судов по удостоверению адвоката.
В качестве примера он приводит "безобразный случай", когда летом вице-президента ФПА, президента АП Московской области, президента Федерального союза адвокатов России Алексея Галоганова по адвокатскому удостоверению не пустили в здание Дорогомиловского суда Москвы и даже в здание Верховного Суда РФ.
Семеняко обращает внимание на указание ФССП в письме от 17.08.2012 г. № 12/13-20091, что удостоверение адвоката "является документом, подтверждающим правовой статус адвоката, но не документом, удостоверяющим личность гражданина РФ". Ссылаясь на Типовые правил внутреннего распорядка судов (утвержденные постановлением Совета судей РФ от 18.04.2003 № 101), ФССП заявляет, что "порядок пропуска граждан в здание (помещение) суда устанавливает председатель суда внутренним документом (инструкцией, правилами). … В случаях, если удостоверение адвоката не внесено в Перечень документов, удостоверяющих личность посетителей суда, утвержденный председателем суда, адвокаты допускаются в здание суда после предъявления паспорта гражданина РФ".
Как подчеркивается в письме президента ФПА, "аналогичную позицию, к сожалению, занял" и директор Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Минюста РФ Сергей Погудин, который не относит удостоверение адвоката к документам, удостоверяющим личность, и напоминает, что "в случае несогласия с действиями судебного пристава … адвокат вправе обжаловать его действия вышестоящему должностному лицу ФССП, а также в судебном порядке" (копия письма от 25.09.2012 г. № 16-77864 прилагается).
Семеняко указывает, что те, кто не признает удостоверение адвоката документом удостоверяющим личность, ошибочно путают основной документ, удостоверяющий личность, с множеством прочих, не основных, но также удостоверяющих личность документов.
Он ссылается на статью 15 ФЗ от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ", которая устанавливает, что при присвоении лицу статуса адвоката территориальный орган юстиции вносит сведения о нем в региональный реестр и выдает адвокату удостоверение, форма которого утверждена Минюстом РФ. В удостоверении указываются фамилия, имя, отчество адвоката, его регистрационный номер в региональном реестре и помещается фотография адвоката, заверенная печатью территориального органа юстиции. Удостоверение имеет целый ряд степеней защиты и является единственным документом, подтверждающим статус адвоката.
Таким образом удостоверение адвоката обладает всем необходимым и достаточным набором признаков документа, удостоверяющего личность адвоката, говорится в письме.
В связи с этим глава ФПА настаивает, чтобы руководители Минюста срочно разъяснили руководству ФССП правовой статус удостоверения адвоката и потребовали незамедлительно проинструктировать судебных приставов о том, что оно дает право на проход в здания судов.
Отмечая, что упомянутый ФЗ запрещает препятствование адвокатской деятельности "каким бы то ни было образом", Семеняко просит руководство Минюста воспользоваться предоставленными ему правами и нормализовать ситуацию с проходом адвокатов в суды по адвокатским удостоверениям.
С текстом письма можно ознакомиться здесь.