Конституционный Суд РФ принял к рассмотрению дело о выплате содержания членам семей умерших судей, сообщает пресс-служба КС.
Поводом к проверке конституционности пункта 7 статьи 20 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" и ряда положений ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" стала жалоба вдовы тольяттинского судьи Ирины Фроловой.
Муж заявительницы, судья Автозаводского районного суда Тольятти умер от онкологического заболевания через два дня после выхода в отставку. На иждивении вдовы остались двое детей, один из которых ребенок-инвалид. Поскольку смерть судьи не была связана со служебной деятельностью, а его судейский стаж составил менее 20 лет, Управление Суддепартамента в Самарской области отказало вдове в выплате ежемесячного возмещения в размере заработной платы судьи.
При этом женщина также потеряла в суммах при получении пенсии по случаю потери кормильца. Согласно закону, при назначении такой пенсии в страховой стаж включаются только периоды работы, за которые перечислялись страховые взносы в Пенсионный фонд. А так как с денежного содержания судей страховые взносы не уплачиваются, при расчете пенсии не был учтен определенный период работы мужа Ирины Фроловой судьей, назначенная пенсия оказалась значительно ниже, чем у семей, кормильцы которых имели аналогичный стаж, но работали в других организациях.
Иски вдовы судьи о признании за ней права на пенсионное обеспечение в связи с потерей кормильца суды отклонили.
Ирина Фролова считает, что оспариваемая норма закона о статусе судей не устанавливает адекватной правовой защиты для членов семьи судьи, в случае, если его смерть не связана со служебной деятельностью, а положения закона о трудовых пенсиях не предусматривают механизмов, которые позволяли бы назначать трудовые пенсии по случаю потери кормильца в размере, соотносимом с доходом умершего. Таким образом, по ее мнению, оспариваемые нормы нарушают гарантированное Конституцией РФ равенство прав и свобод граждан независимо от их должностного положения, право на социальное обеспечение по потере кормильца и закрепленные принципы справедливости и юридического равенства.