Новости
13 ноября 2012

ФАС оштрафовала РЖД на 2,2 млрд руб. за рост стоимости перевозок на 30%

ФАС оштрафовала РЖД на 2,2 млрд руб. за рост стоимости перевозок на 30%
Фото Право.Ru

ФАС России наложила штраф в размере более 2,2 млрд руб. на компанию РЖД за необоснованное завышение стоимости железнодорожных перевозок и несвоевременное отправление грузов, сообщила пресс-служба антимонопольного ведомства.

Ранее Комиссия ФАС признала ОАО "Российские железные дороги" нарушившей ч.1 ст.10 закона "О защите конкуренции". Компания оштрафована на 2 241 296 238 рублей по ст. 14.31 КоАП РФ за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке перевозок грузов железнодорожным транспортом по территории РФ. 

Дело в отношении ОАО "РЖД" было возбуждено по результатам рассмотрения поступивших в ФАС материалов от нескольких десятков хозяйствующих субъектов, девяти отраслевых объединений грузоотправителей, целого ряда органов исполнительной и законодательной власти, органов прокуратуры. В этих обращениях указывалось на значительный рост совокупных транспортных затрат, связанных с перевозками грузов железнодорожным транспортом общего пользования, увеличение размера нерегулируемой "вагонной составляющей".

Речь шла также о неполном согласовании или отказе от согласовании заявок на перевозку грузов по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством, необеспечении отправок массовых грузов и "повагонных отправок" грузовыми вагонами принадлежности перевозчика и др.

Нарушение антимонопольного законодательства стало следствием неисполнения ОАО "РЖД" вступившего в законную силу предписания ФАС, выданного еще при создании ОАО "ПГК" и ОАО "ВГК". В уставный капитал этих обществ был передан подвижной состав (грузовые вагоны). В результате компания в 2010 – 2011 гг. стала применять так называемую агентскую схему организации взаимодействия компании с дочерними операторскими компаниями.

В результате ОАО "РЖД" перестало надлежащим образом отвечать за обязанность перевозчика по предоставлению подвижного состава, при фактическом избытке вагонов на рынке сложился недостаток их предложения (при большем количестве вагонов вывозилось меньше грузов), вагонная составляющая перевозки во многих случаях выросла до двух раз, а рост стоимости перевозки – до 30% и более. Для крупных грузоотправителей доступность услуг (степень удовлетворения заявок) снизилась с 90% до 60%, а для малого и среднего бизнеса – с 75% до 35%. 

"Вместе с тем, отдельные нарушения антимонопольного законодательства продолжаются. Так, ФАС рассматривает дело в отношении ОАО "РЖД" по заявлению ОАО "Уральская сталь" с жалобой на установление ОАО "РЖД" "логического контроля" на отправку грузов с 15 железнодорожных станций, с указанием количества принимаемых к перевозке вагонов по каждой станции, рода груза, перечня грузополучателей, в чей адрес можно отправить груз. Это имеет признаки создания ОАО "РЖД" дискриминационных условий", — отметил замруководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.