ПРАВО.ru
Новости
7 декабря 2012, 15:28

КС вступился за беременных чиновниц

КС вступился за беременных чиновниц
Фото с сайта www.amesmassage.com

Конституционный суд в очередной раз напомнил федеральному законодателю о важности материнства. В Постановлении, оглашенном вчера на заседании суда, нормы федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" (ФЗ-79), которые допускают возможность увольнения с государственной гражданской службы беременных до ухода в декрет, не соответствующими Конституции РФ. Таким образом, заявитель – чиновница, уволенная из администрации президнета Ингушетии за прогул, — имеет полное право восстановиться на работе.

Дело гражданки Лилии Пугиевой было рассмотрено в открытом заседании 8 ноября (репортаж "Право.Ru" читайте здесь). В КС заявительница оспаривала п. 4 ч. 1 статьи 33, подпункт "а" п. 3 ч. 1 статьи 37 и ч. 3 статьи 37 ФЗ-79, которые, по ее мнению, нарушают конституционный принцип равенства, так как позволяют увольнять с госслужбы по инициативе работодателя беременных, в то время как нормы Трудового кодекса это запрещают. Поводом для обращения в КС стала личная история Пугиевой, которая была уволена с должности начальника отдела кадров и государственных наград администрации Ингушетии за прогул без объяснений причин неявки на работу. Женщина в свою очередь попыталась оспорить это решение в судах различной инстанции, утверждая, что в злополучный день находилась на больничном по уходу за сыном-инвалидом, и предоставив документы о своей беременности. Однако все ее требования были отклонены судами различных инстанций, в том числе надзорной.

Во время слушаний представители федеральных органов власти в КС говорили, скорее, не о несоответствии положений ФЗ-79 Конституции РФ, а о необходимости совершенствования правоприменительной практики. В свою очередь полномочный представитель президента Михаил Кротов даже подчеркнул, что в любом случае беременность "не должна быть своего рода индульгенцией на правонарушение". "Если увольняют только за состояние беременности, то, конечно, это нарушение, и я готов защищать этих женщин. Но когда беременность выступает поводом, который дает возможность нарушать трудовую дисциплину, тем более государственному служащему такого ранга как начальник отдела управления администрации губернатора, это недопустимая ситуация", — утверждал он во время своего выступления в Суде.

Тем не менее, КС посчитал оспариваемые нормы не конституционными. По мнению Суда, материнство, семья и детство находятся под защитой государства, важнейшей задачей которого является правовая защита беременных женщин, в том числе ограничение возможности их увольнения работодателем. В частности, соответствующие меры были установлены законодателем в части 1 статьи 261 Трудового кодекса РФ, которая запрещает увольнять беременных женщин по инициативе работодателя. Более того, женщине в этом случае предоставляются льготы в период всей беременности и гарантируется сохранение рабочего места. Аналогичная защита предоставляется беременным при прохождении муниципальной службы и службы в органах прокуратуры.

Председатель КС Валерий Зорькин заметил, что в российском законодательстве считается, что "достаточно быть на государственной гражданской службе независимо от того, добросовестно ты ведешь себя или прикупил домишко на швейцарском озере за 8 млн фунтов стерлингов с коробочкой бриллиантов". "И в этих условиях получается, что только по одному лишь признаку, а именно принадлежности к государственной службе, женщина в этой ситуации оказывается в таком положении, что ее можно уволить в период беременности", — недоумевает глава КС. "Конечно, Конституционный суд, продолжая свои традиции и наращивая правовые позиции в отношении принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, посчитал такое ограничение, а это именно ограничение по сравнению с общим регулированием Трудового кодекса, противоречащим Конституции РФ и необоснованным", — пояснил он позицию Суда.

Согласно постановлению решения по делу заявительницы подлежат пересмотру в установленном порядке. Зорькин также выразил надежду, что законодатель сделает соответствующие выводы из позиции Суда и поправит текущее регулирование.

При этом он заметил, что с момента оглашения оспариваемая норма уже не действует, а отсутствие изменений уже не мешает исполнению постановления КС. "В этой части, в которой норма признана неконституционной, она не действует вопреки тому, что иногда позволяют себя достаточно высокого уровня лица должностные говорить о якобы неисполнимости решений Конституционного суда", — воспользовался ситуацией Зорькин, проиллюстрировав журналистам позицию КС в дискуссии об исполнении их решений. "В Российской Федерации не может быть неисполнимых решений РФ, в том числе Конституционного суда. Они могут быть неисполнимыми только тогда, когда чиновник не хочет их исполнять", — подчеркнул он, добавив, что "КС встретил с большим удовлетворением подход правительства РФ, когда они специально заострили внимание на этом вопросе".

Председатель Суда полагает, что ситуация в России по исполнению решений Конституционного суда в целом достаточно хорошая. Между тем, добавил он, к сожалению, есть случаи неисполнения решений, и "КС фиксирует на них внимание, но это не меняет общей картины".

Сергей Изотов