СКР начал доследственную проверку по факту разглашения ее сотрудником данных предварительного следствия по уголовному делу о хищении Алексеем Навальным и его братом 55 млн руб. через подконтрольную компанию по грузовым перевозкам почты.
Как сообщила пресс-служба СКР, речь идет о статье специального корреспондента "Новой газеты" Ирека Муртазина "Ив Роше посадит в России три миллиона деревьев и двух братьев Навальных?", опубликованной в "НГ" 8 февраля 2013 года (ст. 310 УК РФ – разглашение данных предварительного расследования).
Автор статьи описывает подробности возбуждения уголовного дела в отношении братьев Олега и Алексея Навальных по факту мошенничества, совершенного в отношении иностранной компании, и легализации похищенных ими денежных средств. При этом в статье опубликованы процессуальные документы, составляющие тайну следствия. Доступ к ознакомлению с этими документами имел ограниченный круг участников уголовного процесса, которые в установленном законом порядке были предупреждены о недопустимости разглашения материалов уголовного дела, говорится в пресс-релизе.
Для СКР "очевидно, что те, кто устроил в СМИ и Интернете травлю иностранной компании, преследуют цель вынудить бизнесменов забрать свое заявление". Однако, утверждает СКР, сторонники г-на Навального, которые пытаются дискредитировать и тем самым оказать давление на потерпевших по уголовному делу, вероятно, плохо знакомы с российским законодательством. Дело в том, что преступление, предусмотренное статьей 310 УК РФ, не является делом частного обвинения, и результат его расследования не зависит от наличия либо отсутствия заявления потерпевших, указывает СКР.
В данной статье сообщалось, что "почтовое" дело в отношении Алексея Навального и его младшего брата Олега было возбуждено по заявлению генерального директора российского подразделения всемирно известной косметической компании — ООО "Ив Роше Восток" Бруно Лепру. При этом автор публикацции предположил, что написать заявление руководство фирмы "попросили" сотрудники СКР, а "Ив Роше Восток" не нашла в себе сил отказаться.
Между тем, комментируя доследственную проверку "НГ", Ирек Муртазин заявил, что "просто не может разглашать тайну следствия, поскольку не является субъектом данного уголовного дела". По словам журналиста, он не давал подписку о неразглашении, а закон о СМИ дает ему право не называть источники получения информации.
Напомним, что редакцию "Новой газеты" и председателя СКР Александра Бастрыкина связывают долгие непростые отношения. В июне 2012 г. главный редактор "НГ" Дмитрий Муратов опубликовал на ее сайте открытое письмо, в котором обвинил Бастрыкина в том, что он угрожал замглавного редактора, шефу отдела расследований издания Сергею Соколову. По словам Муратова, после возвращения Соколова с совещания в Нальчике 4 июня, где журналист принес извинения за оскорбительные для Бастрыкина выражения из материала о суде над фигурантом "дела Кущевской" Сергея Цеповяза, в аэропорту в Подмосковье охрана председателя СКР насильно вывезла журналиста в "подмосковный лесок", где Бастрыкин, как утверждает Муратов, "грубо угрожал жизни" Соколова. После этого глава СКР принес извинения Муратову и признался, что разговор с журналистом "на природе" у него состоялся.