В докладе, в частности, говорится, что с конца 2010 года в антимонопольные органы поступают многочисленные обращения от граждан и общественных организаций по проблемам нотариата. Заявители жалуются на навязывание нотариусами при совершении нотариальных действий услуг правового и технического характера (ПТХ; к таким услугам, например, относятся: составление проектов документов, ксерокопирование документов прошивка нотариально удостоверенных документов и пр.); высокие цены на услуги ПТХ; отказ от совершения нотариальных действий.
С точки зрения заявителей между нотариусами имеются конкурентные отношения и возможности злоупотребления своим положением в форме отказа от совершения нотариальных действий, в том числе при представлении проектов документов, подготовленных самими заявителями или третьими лицами, отказа от совершения нотариальных действий по месту жительства (нахождения) заявителей и пр.
В том же 2010 году стали поступать и жалобы на нарушения нотариусами антимонопольного законодательства от адвокатов, частнопрактикующих юристов, юридических, консалтинговых компаний. Поводами для обращений послужили отказы нотариусов в удостоверении сделок, свидетельства подлинности подписи по проектам сделок и на документах, которые были подготовлены заявителями жалоб по заказу своих клиентов. Последним при обращении за нотариальным удостоверением заключаемых сделок или свидетельства подписей на документах навязываются услуги по составлению проектов договоров, доверенностей, иных документов. Отказ от приобретения этих услуг влечет отказ в совершении нотариальных действий.
Проверка сведений, представленных в обращениях, позволила ФАС выявить "целый ряд острейших проблем". В именно: 1. Наличие согласованной ценовой политики, проводимой нотариусами, в части установления региональными нотариальными палатами единых тарифов на услуги ПТХ. Решения нотариальных палат об установлении размеров тарифов исполняются всеми нотариусами региона. В ходе проверок, проведенных в различных субъектах РФ, установлено, что при определении стоимости правовой и технической работы нотариусы руководствуются тарифами, рекомендованными нотариальными палатами. Такие действия ФАС России рассматривает как нарушения антимонопольного законодательства. 2. Отсутствие регламентации нотариальных действий. Каждый нотариус самостоятельно определяет объем и характер действий, услуг ПТХ, которые он выполняет в связи с совершением конкретных нотариальных действий. И не все оказанные услуги ПТХ действительно бывают необходимы. 3. Отсутствие действенных механизмов для привлечения к ответственности нотариусов за неправомерные действия/бездействие и причиненный вред.
Как отмечает ФАС, до начала 2012 года антимонопольное законодательство не распространялось на нотариусов. Но с 6 января 2012 года вступили в силу законодательные изменения, которые, по мнению ФАС России, позволяют привлекать к ответственности частных нотариусов. В 2012 году несколько территориальных управлений ФАС России проводили проверки, возбуждали дела о картельных сговорах, с целью установления цен на услуги правового и технического характера в отношении региональных нотариальных палат. Центральный аппарат ФАС в настоящее время также проводит проверку фактов, изложенных в обращениях.
Кроме того, ФАС намерена инициировать ряд изменений в законодательство о нотариате, в частности, предусмотреть открытый перечень оснований для обращения органов юстиции в суды с заявлениями о лишении полномочий нотариусов. "Причем необходимо установить не право, а обязанность органа юстиции обратиться в суд с подобным заявлением, например, при неоднократном или грубом нарушении нотариусом норм закона о недопустимости отказа в совершении нотариального действия (или действий), о раскрытии обязательной информации об имуществе и доходах и пр.", — подчеркивает антимонопольная служба.
Также ФАС считает необходимым восстановление в РФ системы государственного нотариата. Для решения вероятных кадровых проблем с обеспечением деятельности государственных нотариальных контор предлагается предусмотреть, что при проведении конкурса на приобретение статуса частного нотариуса лица, отработавшие 5–10 лет в должности государственного нотариуса, получают преимущества перед прочими кандидатами, либо установить требование о наличии у соискателей статуса частного нотариуса обязательного опыта работы (с установлением минимального значения) в качестве государственного нотариуса.
Антимонопольная служба требует и проведения ревизии нотариальных действий. Это, по ее мнению, позволит, в том числе, определить, какие именно услуги ПТХ должны являться составной, неотъемлемой частью того или иного нотариального действия, какие нотариальные действия и в каких случаях могут быть объединены в одно. "Закрепленные на уровне подзаконных актов Правительства РФ стандарты отдельных нотариальных действий, включающих необходимые услуги ПТХ, а также отдельного перечня услуг ПТХ, оказываемых нотариусами, позволят не только унифицировать нотариальную деятельность, снизить количество и остроту конфликтов в связи с обращением граждан и юридических лиц к нотариусам, но и определить необходимые критерии для установления экономически обоснованных нотариальных тарифов (в федеральном законе) и тарифов на услуги ПТХ (на основании утвержденных методик)", — говорится в документе.
С полным текстом проекта доклада о состоянии конкуренции в Российской Федерации (за 2012 год) можно ознакомиться здесь.