Лимиты выплат по ОСАГО вырастут в разы, но Минфин пока не может определиться, увеличится ли стоимость полисов. Сегодня Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект. Парламентарии опасаются, что "издевательства над автомобилистами" продолжатся.
В декабре прошлого года правительство внесло в Госдуму проект поправок в законы "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Его разрабатывал Минфин. Документ предусматривает поэтапное увеличение страховых сумм, в пределах которых страховщик возмещает вред, причиненный жизни, здоровью потерпевшего со 160 000 до 500 000 руб. на каждого потерпевшего; в части возмещения вреда, причиненного имуществу, – со 120 000 до 400 000 руб. на каждого потерпевшего.
Потерпевшие в ДТП получат право выбора способа возмещения вреда – деньгами или работами на станции техобслуживания, предложенной страховщиком. Увеличивается максимальный размер страховой выплаты с 25 000 до 50 000 руб. по ДТП, которые оформляли сами водители, не вызывая сотрудников ГИБДД. При этом в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях этот лимит увеличивается до 400 000 руб. Однако есть обязательное требование: водители должны будут предоставить в страховые компании фото- или видеоматериалы с фиксацией местоположения транспортных средств.
Представлял законопроект парламентариям сегодня замминистра Алексей Моисеев, сделавший основной упор на социальную направленность документа. "[Он] направлен на повышение эффективной защиты прав потерпевших при возмещении вреда", — говорил он. — У нас лимиты не менялись с 2003 года. Лимиты у нас сильно отстали от жизни". Его поддерживала глава думского комитета по финансовому рынку Наталья Бурыкина, по словам которой, почти за 10 лет действия закона "Об ОСАГО" 17,5 млн человек получили компенсацию вреда на общую сумму 420 млрд руб.
Однако парламентариев волновал вопрос, что будет со стоимостью полиса ОСАГО.
- На сколько увеличится стоимость полиса ОСАГО?, — интересовался депутат от "Справедливой России" Андрей Руденко.
- Мы просчитывали. В пояснительной записке говорится, что в долгосрочной перспективе, возможно, потребуется увеличение тарифов по ОСАГО примерно на 25%. <…> Тарифы тоже не увеличивались 10 лет, - говорил Моисеев.
Тут же он напомнил, что предлагается не повысить тарифы, а дать ценовой коридор для страховщиков, чтобы они могли в его рамках менять стоимость полисов, тем самым конкурируя друг с другом. "Я допускаю, что с введением тарифного коридора будут компании, которые не повысят тарифы", — оптимистично заявил замминистра.
- Страховщики говорят, что им нужен рост тарифов на 40-50%, — возразил эсер Антон Беляков.
- Я слышал даже о 70%. Мы с этим не согласны, наши расчеты это не подтверждают никак, — поставил точку в дискуссии Моисеев.
Депутату от ЛДПР Ярославу Нилову законопроект не нравится. По его мнению, "это прямой удар по кошелькам автомобилистов и прямой путь к очередному обогащению страхового бизнеса", а это — "продолжение издевательств над автомобилистами". С ним согласился и коммунист Борис Кашин, который, по сути, обвинил правительство в лоббизме интересов страховщиков. "В последние пять лет мы наблюдали, что все (касающиеся ОСАГО) законопроекты, которые вносило правительство в Госдуму, были составлены однозначно в интересах страховщиков", — считает он.
Однако несмотря на общий скепсис, парламентарии все же приняли документ в первом чтении: за высказались 254 депутата, семь были против.
С текстом законопроекта № 191229-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" можно ознакомиться здесь.