Полемика глав высших судов и три вопроса, беспокоящие судей
Поделиться
Алексей Скурт, Наталья Шиняева
Утром во вторник, пока президиум Совета судей РФ пустовал...
...некоторые председатели судов уже собирались в зале и изучали розданные им рабочие материалы,
а некоторые - общались в кулуарах.
Был замечен на заседании совета и новый председатель Арбитражного суда города Москвы Сергей Чуча. Однако, по-видимому, хлопоты, связанные с вступлением в должность, не позволили ему задержаться здесь надолго: он уехал сразу после выступления главы Высшего Арбитражного Суда РФ Антона Иванова.
Как только президиум оказался в сборе, Совет судей начал свою работу.
Открыл этот рабочий день Совета судей глава ВАС Антон Иванов. Он озвучил коллегам сразу несколько предложений, которые обеспечили бы большую независимость председателей судов: избирать их пленумами высших судов, а также отменить для них ограничение, позволяющее занимать должность только два срока подряд.
Многие члены совета выслушали слова Иванова с воодушевлением. На фото в ближнем ряду (слева направо): председатели Шестого арбитражного апелляционного суда Сергей Логвиненко и Пятого ААС Александр Шевченко.
После своего выступления Антон Иванов что-то активно обсуждал с председателем Совета судей Юрием Сидоренко.
Затем члены совета вели разговор на тему, которая провоцирует только негативные эмоции. Речь идет о новом законопроекте, который предусматривает, что право на ежемесячное пожизненное содержание и выходное пособие сохранят только те уходящие в отставку судьи, которые отслужили 15 лет в суде и достигли возраста 55 лет для женщин и шестидесяти — для мужчин. При этом к судейскому стажу работы проект относит только время работы на посту судьи, а не в другой должности, связанной с юриспруденцией. На фото - Вячеслав Александров, председатель Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда.
После перерыва многие судьи брали слово, чтобы выступить с критикой законопроекта. Выступил и судья ВАС Анатолий Першутов. Он напомнил, что судебная система уже потеряла множество людей, которые ушли в отставку, опасаясь введения нового регулирования и потери пособия. В случае принятия проекта, спрогнозировал Першутов, в суды на работу будут приходить люди 40-45 лет, а молодых кадров не будет.
Юрий Сидоренко слушал в глубокой задумчивости.
В конце первого рабочего дня заседания Совета судей под руководством своих председателей собирались рабочие комиссии совета. Им предстояло работать всю среду над различными вопросами: кадровыми, финансовыми, судейской этики...
В четверг с утра председатели рабочих комиссий представляли совету итоги их работы. Так, председатель комиссии по этике зампред ВАС Татьяна Андреева рассказала, что ее комиссия рассмотрела обращение судьи в отставке по вопросу о том, может ли он работать в редакции СМИ. Комиссия посчитала это возможным.
Наконец, приехал глава Верховного Суда Вячеслав Лебедев и вступил в заочную полемику с главой ВАС Антоном Ивановым, который выступал на Совете во вторник. Лебедев впервые публично высказал свое отношение к предложению Иванова о новом порядке назначения председателей и отмене кратности срока для них. Лебедев заявил, что "для судов общей юрисдикции это не подходит".
После завершения Совета судей Вячеслав Лебедев сильно торопился - в 15.00 в Верховном Суде начинался пленум, посвященный созданию единого информационного пространства в судах общей юрисдикции и мировых судах.
Тем не менее, председатель ВС вышел пообщаться с прессой. Он заявил, что считает нужным опубликовать для всеобщего обсуждения проект нового Кодекса судейской этики. Пришлось ему ответить и на вопрос о проверках прокуратуры, на которые в материалах к Совету судей жаловался Судебный департамент. "[Его] сотрудник – не судья, у него нет статуса и специального порядка привлечения к ответственности. Ну, что будет спорить сотрудник Суддепартамента, если у прокурора есть повод и основание проверять», - развел руками Лебедев. Впрочем, и генеральный директор СД Александр Гусев попытался дезавуировать сообщения, что прокуратура превышает свои полномочия. "Речь шла о том, — сказал он, — что прокуратура проверяет состояние конвойных помещений и помещений для хранения вещественных доказательств. Собственно, шла речь о порядке совместных проверок Генеральной прокуратуры и Судебного департамента. Мы хотели бы подкрепиться позицией Совета судей, как эти проверки проводить, не более того. [Проверки] – право Генеральной прокуратуры, мы к ней относимся с огромным уважением и ни о чем не спорим".
А в целом заседание Совета судей оказалось беспрецедентным по числу беспокоящих судейское сообщество сигналов. Во-первых, судьям сообщили, что Минфин добился отсрочки повышения судейских зарплат. Во-вторых, стало известно, что в президентской администрации идет работа над документом, ограничивающим судейский иммунитет. В-третьих, как уже говорилось выше, идеи ограничения выходных пособий и пожизненного содержания воплотились в конкретный законопроект. Многие члены Совета судей покидали мероприятие с невеселыми мыслями.