ПРАВО.ru
Дело №
4 июня 2010, 16:53

2 тайны Сильвестра Матушки, подрывающего пассажирские поезда

2 тайны Сильвестра Матушки, подрывающего пассажирские поезда
Венгерский бизнесмен Сильвестр Матушка, оказавшись в руках полиции, ничего не отрицал и признался, что устраивал теракты на железной дороге Фото с сайта einestages.spiegel.de

В начале тридцатых годов прошлого века неизвестный подрывник несколько месяцев держал в страхе путешествующих по Германии, Венгрии и Австрии. В результате двух взрывов, прогремевших на железнодорожных путях, погибли десятки людей. Преступника задержали и осудили в 1932 году, однако через 12 лет он исчез при непонятных обстоятельствах.

Первый взрыв обошелся без жертв

Около 22.00 18 августа 1931 года на железной дороге возле небольшого городка Ютербог произошел мощный взрыв. На воздух взлетело 3,5 метра железнодорожных путей, движение по которым — сказывалась близость Берлина — было чрезвычайно плотным. Скорый поезд D 43, ехавший из Берлина в швейцарский город Базель, сошел с рельсов. Под откос пошло 8 вагонов. Ранены оказались больше сотни человек. Жертв удалось избежать лишь по счастливому стечению обстоятельств.

В вечерние газеты новость попасть не успела (некоторые более поздние газетные статьи, посвященные подрывнику, можно посмотреть здесь). На утро же следующего дня две других темы привлекли большее внимание журналистов: неудавшийся досрочный роспуск (инициатива исходила нацистов и коммунистов) прусского парламента и убийство двух полицейских на берлинской Бюлов-платц (Право.Ru подробно рассказывало об этом здесь). Из-за шумихи, поднятой в результате этих двух событий, взрыв на железной дороге прошел незамеченным столичной публикой.

Полицейское расследование ни к чему не привело

Тем не менее, полицейское расследование было проведено. По его результатам (практически полные документы на венгерском языке можно посмотреть здесь, частичные выдержки из полицейских и судебных протоколов по-немецки выложены тут) на месте преступления сыщики обнаружили концы проводов, предохранители и обрывки нацистской газеты "Der Angriff", на которой от руки были написаны слова "Attentat — Revolution — Sieg" ("Преступление — революция — победа"). Все это привело следователей к предположению, что теракт — дело рук национал-социалистов или коммунистов.

Полиция арестовала 25 членов этих партий, однако после коротких допросов отпустила 21 из них. Четверых оставшихся подозреваемых продержали в полицейском отделении еще несколько часов, однако так как никаких доказательств их причастности к взрыву не нашлось, пришлось отпустить и их.

Второй взрыв: 24 погибших и 14 тяжело раненных

Несмотря на дорогостоящие экспертизы вещественных доказательств с места преступления и небывало высокую награду в 100 тысяч рейхсмарок, назначенную за любые сведения, ведущие к поимке подрывника, расследование зашло в тупик.

Как ни страшно было это осознавать, полиции для сбора доказательств был необходим второй взрыв. И он не заставил себя ждать.

13 сентября 1931 года на воздух взлетел 25-метровый железнодорожный мост в местечке Биаторбаги (Biatorbágy) под Будапештом. В момент взрыва по мосту проходил скорый поезд Будапешт-Вена. Локомотив полетел в пропасть. На этот раз жертв теракта оказалось куда больше: погибли 24 человека, а 14 были тяжело ранены.

Во время опроса очевидцев взрыва венгерская полиция обратила внимание на сорокалетнего мужчину, который чрезвычайно охотно шел на контакт и заметно привирал об обстоятельствах происшедшего.

Сыщики вышли на след преступника

Детективов, побеседовавших с Сильвестром Матушкой (именно так звали этого человека) особенно смутило его ранение в лоб. Такую рану вряд ли можно было получить в результате взрыва: было похоже, что Матушка нанес ее себе сам.

Однако сыщикам нечего было предъявить Матушке, кроме догадок, поэтому он был отпущен, после чего тут же уехал в Вену, где жил вместе с женой и ребенком. Тем не менее, полиция продолжила детальное расследование взрыва сразу в трех городах: Вене, Берлине и Будапеште.

7 октября 1931 года (именно эта дата значится в документах дела) стало окончательно ясно, что именно Матушка совершил взрыв поездов Будапешт-Вена и Берлин-Базель. Более того, следствие пришло к выводу, что Матушка 31 декабря 1930 года и 31 января 1931 года предпринял две неудачные попытки заложить бомбы на австрийской железной дороге на станциях Нойленгбах и Мария Анцбах.

Мотивы Матушки остались неясны

Матушка был арестован в Вене 6 октября 1931 года. Он не стал отпираться, когда полиция предъявила доказательства вины, и сознался во всем. Однако о мотивах преступлений полиция так ничего и не узнала.

Судебные криминалисты до сих пор спорят о том, что же сподвигло Матушку на организацию взрывов. Одни специалисты объявляют его душевнобольным, другие приводят политические мотивы и даже гомосексуальность. Видимо, этот вопрос никогда не будет прояснен.

Неудачливый коммерсант стал подрывником

Сильвестр Матушка родился 24 января 1892 года в местечке Войводина (территория тогдашней Австро-Венгрии). Во время Первой мировой войны он стал армейским офицером, а после демобилизации вернулся в родной городок и занял место школьного учителя.

Однако склонному к приключениям Сильвестру это быстро наскучило, и он решил попробовать себя на поприще коммерции. Матушка последовательно занимался торговлей специями, спекуляциями на рынке недвижимости и оптовой торговлей продуктами питания. Ни одно из этих предприятий не было успешным, и незадачливый бизнесмен 30 сентября 1930 года объявил себя банкротом. Теперь у него освободилось время для совсем других занятий.

Приговор: 6 лет карцера, а затем смерть, замененная пожизненным заключением

17 июня 1932 года суд присяжных в Вене приговорил Матушку к шести годам карцера за попытку двух взрывов на территории Австрии. Через четыре года преступника передали властям Венгрии, где суд приговорил его к смерти за взрыв поезда Будапешт-Вена. Уже через несколько часов приговор заменили пожизненным заключением.

История заключенного Сильвестра Матушки прослеживается до начала 1945 года: именно в этот момент всякие данные о нем теряются. Показательно, что никаких официальных записей о смерти подрывника не существует.

Матушка, возможно, был на Корейской войне

Все это стало благодатной почвой для домыслов и слухов. Например, некоторые исследователи высказывали точку зрения, что Матушка участвовал в Корейской войне на стороне коммунистов, подрывая местные железные дороги. Однако никаких доказательств этого нет. Тем более такая версия кажется невероятной, если учесть, что СССР, поддерживающему Северную Корею, было куда проще использовать опыт белорусских партизан, которые во время Великой Отечественной войны вели с нацистами очень успешную "рельсовую войну".

В конце 20 века имя Сильвестра Матушки зазвучало заново. В 1982 году на экраны вышел фильм "Виадук" (в американском прокате известен как "The Train Killer"), где рассказывается история его преступлений. Восемью же годами позже довольно популярная на Западе группа Lard записала песню, которая так и называется — Sylvestre Matuschka (послушать ее можно здесь).