ПРАВО.ru
Актуальные темы
21 июля 2008, 19:14

Пьяные водители поедут в тюрьму

Алкоголь за рулем станет отягчающим обстоятельством
Пьяных водителей будут сажать

Сегодня президиум правительства обсудил законопроект об ужесточении уголовной ответственности за нарушения правил дорожного движения (ПДД) и эксплуатации транспортных средств нетрезвыми водителями. По словам главы МВД Рашида Нургалиева, поправки в Уголовный Кодекс были одобрены на президиуме кабинета министра.  Теперь их должна обсудить Государственная Дума.

Милиция предлагает жестоко карать пьяных водителей, если их состояние повлекло смерть людей. Так, предполагают правоохранители, можно будет снизить число ДТП и смертность на дорогах. В настоящее время за совершение ДТП, в которых здоровью пострадавших причинен легкий или средний тяжести вред, российское законодательство предусматривает лишь административную ответственность. Виновные либо выплачивают штраф, либо лишаются прав. Уголовная же ответственность установлена в статье 264 УК. Причем в нынешней редакции эта статья уравнивает граждан, которые находятся за рулем в трезвом состоянии и пьяных водителей. По словам главы МВД, нужно ввести квалифицирующий признак, который ужесточил бы ответственность для нетрезвых водителей. В связи с этим предлагается внести в 264-ю статью "такой признак состава преступления, как нахождение лица в состоянии опьянения".

В новой редакции часть 1 статьи 264 будет выглядеть так: если по вине нетрезвого водителя произошло ДТП, в результате которого нанесен вред здоровью человека, он будет лишен свободы на срок до 3 лет, в том числе он утратит право управления транспортным средством на 3 года. В случае, если водитель в состоянии алкогольного опьянения  совершил ДТП, в котором погиб один человек, он будет "нести соответствующую уголовную ответственность до 7 лет и не сможет управлять автомобилем до трех лет" (часть 2 статьи 264). Часть 3-я данной статьи предусматривает срок до 9 лет тюрьмы для пьяных водителей, по вине которых в дорожном транспортном происшествии погибло два и более человек.

О признании алкогольного и наркотического опьянения отягчающим вину обстоятельством говорится уже давно. В действовавшем до 1997 года УК РСФСР такая норма присутствовала. Сейчас статья 63 УК (обстоятельства, отягчающие наказание) называет 13 отягчающих обстоятельств, и опьянение в этот список не входит.

В январе прошлого года пленум Верховного суда, казалось бы, поставил точку в этом вопросе: "Совершение лицом преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств, психотропных или других одурманивающих веществ, законом не отнесено к обстоятельствам, отягчающим наказание".

Однако представители МВД решили изменить формулировку. В подготовленном законопроекте говорится об опьянении применительно к 264-й статье УК. И само понятие "отягчающие обстоятельства" в документе не фигурирует. Опьянение называется как "квалифицирующий признак состава преступления".

По мнению экспертов и руководства ГИБДД, ужесточение ответственности отрезвит водителей, расслабившихся после введения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) поправки о предельно допустимой норме алкоголя (0,3 промилле). "Садясь за руль, (выпивший) человек должен понимать, что его ответственность будет в разы выше, чем за то же нарушение со стороны трезвого водителя", — считает лидер автомобильного движения "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков.  Кроме того, он сообщил о своем намерении с помощью депутатов Госдумы инициировать законопроект, приравнивающий виновников ДТП, которые не выплачивают компенсации пострадавшим по их вине людям, к злостным алиментщикам.

Напомним, с 1 июля этого года водителям разрешено управлять автомобилем, если количественная доля алкоголя в их крови не превышает 0,3 промилле. Эта мера была призвана оградить тех людей за рулем, кто вынужден принимать лекарства на основе алкоголя, а также тех, у кого присутствует повышенный эндокринный алкоголь. Кроме того, квас и кефир также содержат в себе небольшое количество алкоголя.

Однако Главный государственный санитарный врач страны Геннадий Онищенко выступил против этого нововведения: "Норма алкоголя - это для России преступление, - заявил глава Роспотребнадзора. - Пьяный водитель - это потенциальный убийца для многих невинных людей. Конечно, мы должны гармонизироваться с Европой. Но посмотрите, как ездят там или, например, в Японии, и какая культура на дорогах у нас". Онищенко призвал отменить подобную норму на несколько десятилетий, пока жители России не отучатся потреблять неумеренные дозы алкоголя. А пока актуальной остается услуга водитель на ночь.

Между тем общественные опросы показывают, что 16 процентов российских водителей продолжают пить за рулем. Более 8 процентов респондентов заявили, что будут употреблять алкоголь в рамках норм, предписанных законом. Почти столько же заявили, что сами знают "свою норму". Каждый день только в Москве и Подмосковье сотрудники ГИБДД задерживают до 400 нетрезвых водителей. А в ходе недавнего спецрейда, проведенного сотрудниками ГИБДД, за рулем были задержаны "под мухой" около тысячи человек.

На первый взгляд, статистика вроде бы говорит в пользу ужесточения наказаний. За 4 месяца (январь-апрель) 2008 года в России произошло 52 376 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибло 6 930 человек, а 63 482 человека получили ранения. Однако, если присмотреться, то проблема "пьяных убийц за рулем" не столь страшна, по сравнению с другими видами ДТП. Так, более десяти тысяч ДТП произошли по вине пешеходов. Между тем, как пешеходу за переход в неположенном месте грозит максимум небольшой штраф (порядка 100 рублей до недавнего времени).

В этой связи некоторые эксперты полагают, что мера привлечения пьяных водителей к уголовной ответственности запоздала, так как число ДТП с участием пьяных снизилось после ужесточения правил, а на самых злостных нарушителей и эта мера не подействует.

Впрочем, надо отметить, что несмотря на уменьшение количества ДТП с участием пьяных водителей в этом году на 20 процентов, все равно каждая тринадцатая авария спровоцирована именно ими.