Лефортовскому райсуду предстоит выяснить, законно ли Алексей Галоганов в третий раз занял пост главы Адвокатской палаты Московской области, спустя два месяца после своего ухода с должности. А АСГМ изучит, легитимны ли решения конференции подмосковных адвокатов. Адвокат Игорь Трунов уверен, что в обоих случаях речь идет о нарушении норм ГК, которые теперь относят адвокатские палаты к ассоциациям. Заодно о непорядках в адвокатуре он рассказал в письме главе правительства Дмитрию Медведеву, президентскому Совету по правам человека и в Минюст.
В начале марта к Адвокатской палате Московской области (АПМО) от одного из ее членов отправились сразу два иска – в Арбитражный суд Москвы и Лефортовский. В первом содержится требование о признании недействительными всех решений, принятых на XIV ежегодной конференции подмосковных адвокатов 23 января, сообщил "Право.Ru" истец – адвокат Игорь Трунов. По его словам, на конференции не было кворума, а в голосовании принимали участие люди, не имеющие на это права. Согласно регламенту, она считается правомочной если в ее работе приняли участие не менее двух третей делегатов, избранных адвокатскими образованиями на собраниях по правилу: один от 10 адвокатов, внесенных в "подмосковный" реестр, но не менее одного делегата от каждой коллегии или бюро. Однако в начале конференции Галоганов объявил, что кроме ранее избранных делегатов присутствует на конференции более 130 адвокатов, прибывших по собственной инициативе и зарегистрировавшихся как делегаты, рассказывает Трунов. Он уверен, что последние "не могли быть делегатами конференции", а были вправе лишь присутствовать на конференции без права голоса.
Еще одно основание для отмены решений январской конференции, по мнению Трунова, – это несоответствие одного из них действующему законодательству. В обновленном уставе по-прежнему закреплено право совета палаты избирать президента АПМО, что допускает закон об адвокатуре, но с вступлением в силу 99-го федерального закона в сентябре 2014 года запрещает Гражданский кодекс. В соответствии с изменениями в нем адвокатские палаты отнесены к ассоциациям (союзам), где выборы исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий является компетенцией общего собрания членов.
Трунов обращает внимание на положения ФЗ-99 о том, что "до приведения нормативных правовых актов в соответствие с [новыми] положениями ГК" они "применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям ГК" и, значит, избрание президента должно было проводиться общим собранием. На этой логике основан второй иск Трунова, в котором он просит признать незаконным решение совета АПМО 21 января 2015 года, когда президентом палаты в третий раз был избран Алексей Галоганов, возглавляющий ее с момента образования в ноябре 2002 года.
В ноябре 2014-го Галоганов ушел с президентского поста из-за запрета занимать его более двух сроков подряд, установленного в законе об адвокатуре. На этот пост по его рекомендации совет палаты утвердил первого вице-президента Юрия Боровкова, но тот вскоре, сославшись на "семейные обстоятельства", попросился в отставку, и АПМО снова возглавил Галоганов. "Отставка Боровкова была принята советом палаты незаконно. В силу вступивших в действие поправок ГК, полномочия президента АПМО должны быть прекращены общим собранием (конференцией) адвокатов. Кроме того, выборы нового президента также должны проводиться решением общего собрания (конференции)", – уверен Трунов.
Закон об адвокатуре, где есть правило о двух сроках, не устанавливает минимальный срок между "правлениями" президента, после которого на эту должность можно претендовать снова, но Трунов считает, что законодательство нарушено. "Переизбрание [Галоганова] через два месяца после истечения двух сроков полномочий, подпадает под действие статьи 10 ГК – злоупотребление правом", – считает Трунов. По его мнению, это также можно назвать "пренебрежением в отношении адвокатского сообщества".
Помимо подачи двух исков, Трунов как президент "Союза адвокатов России" обратился к главе правительства Дмитрию Медведеву, министру юстиции Александру Коновалову и в президентский Совет по правам человека с просьбой обратить внимание на ситуацию с избранием президентов адвокатских палат. По подсчетам Трунова, как минимум в 15 регионах произошла схожая рокировка – это Марий Эл, Татарстан, Нижегородская, Архангельская, Саратовская области и другие субъекты.
Трунов расценивает произошедшее как "действия по "захвату" власти в адвокатуре. Он называет их "беспрецедентными, свидетельствующими о злоупотреблениях правами, нарушении демократических принципов системы адвокатуры, отсутствии свободной и независимой системы выборов". Он просит Медведева, Коновалова и СПЧ "выйти с представлением о нарушении законодательства о выборах президентов адвокатских палат", созвать там внеочередные конференции и прекратить полномочия незаконно назначенных на третий срок президентов. Также, по его мнению, нужно "выработать рекомендации о соблюдении законодательства РФ об избрании руководящих органов управления адвокатскими палатами, а также принятия уставов адвокатских палат в новой редакции".
Прием, который используют адвокатские палаты, схож с той рокировкой, которую совершил президент Владимир Путин при участии Медведева. Но в этом случае последний отработал полный срок полномочий.
Галоганов сообщил "Право.Ru", что пока изучает документы. "Будем судиться, будем отстаивать свои позиции", – сообщил он. По его словам, претензии Трунова не соответствуют действительности.