Законодатель может не успеть исполнить постановление Конституционного суда РФ, в котором тот поручил до 12 июня исправить в Уголовном кодексе РФ "предпринимательскую" статью о мошенничестве. Причина – позднее появление законопроекта в Госдуме. Депутаты не исключают варианта, что им придется заново вводить в УК статью о бизнес-мошенничестве, после того как она утратит силу в связи с решением КС.
11 декабря 2014 года Конституционный суд РФ вынес постановление, в котором признал не соответствующими Конституции положения статьи о так называемом "предпринимательском" мошенничестве (ст. 159.4 УК). КС раскритиковал преференции, которые имеют нарушившие закон бизнесмены. Несправедливым было названо то, что мошенничество в "крупном и особо крупном" размере для предпринимателей начинается с суммы в шесть раз более высокой, чем для "обычных" мошенников по ст. 159 УК (6 млн руб. против 1 млн руб.), но предполагает вдвое более мягкое наказание (пять лет лишения свободы против 10). И вопреки сложившейся практике КС дал четкий срок на исправление: полгода с момента вынесения постановления, в противном случае – норма автоматически прекратит свое действие. КС не стал руководствоваться законодательно определенной обязанностью правительства не позднее шести месяцев внести в Госдуму проект изменений. О причинах установления четких временных рамок для этого постановления не известно, но, вероятно, суд побоялся, что быстро его законодатель не исполнит. Дело в том, что ст. 80 закона "О КС РФ" обязывает правительство лишь внести в Госдуму законопроект в течение полугода с момента вынесения судом решения, а вот срок его рассмотрения парламентом – нет. Из-за этого некоторые требования КС оказались в "подвешенном" состоянии, например: до сих пор полностью не исполнено постановление по так называемому "драконовскому антимитинговому закону", оглашенному в феврале 2013 года. Законодатель так и не исключил из ряда "митинговых" статей Кодекса об административных правонарушениях санкцию в виде обязательных работ – соответствующий законопроект был принят в первом чтении в декабре 2013-го и больше к нему депутаты не возвращались.
Правительство, несмотря на то что отведенный на корректировку УК срок истекает, так и не внесло в Госдуму соответствующий законопроект. Это сделали 15 мая единороссы глава думского комитета по законодательству Павел Крашенинников и Рафаэль Марданшин. Они предложили уменьшить с шести до пяти лет максимальный срок лишения свободы за обычное мошенничество с использованием служебного положения и в крупном размере (ч. 3 ст. 159 УК), а заодно увеличить с пяти до шести лет максимальный срок лишения свободы за предпринимательское мошенничество в особо крупном размере (ч. 3 ст. 159.4 УК). Они уверены, что после корректировки ст. 159 и 159.4 станут сопоставимыми по степени тяжести и тем самым требование КС будет исполнено. Так, мошенничество в крупном размере (ч. 3 ст. 159 УК) будет считаться преступлением средней тяжести, а не тяжким, как сейчас, "предпринимательское" мошенничество в особо крупном размере (ч. 3 ст. 159.4 УК) станет тяжким, а не средней тяжести. Думские коммунисты с этим подходом не согласны.
Сегодня законопроект был утвержден в первом чтении (238 депутатов голосовали за, 90 коммунистов были против и один депутат воздержался от голосования). Второе и третье, согласно плану работы парламента, может состояться не раньше 9 и 10 июня, а одобрение Советом Федерации – 24 июня, то есть уже после крайней даты, определенной КС. В Госдуме говорят, что прохождение этого законопроекта через СФ – обязательная процедура, избежать ее не удастся. В связи с этим разработчики законопроекта подтверждают, что с 12 июня действительно ст. 159.4 может прекратить существовать по решению КС, после этого исправить уже несуществующую статью не удастся. Однако Крашенинников не исключает, что будет использован "запасной" вариант, когда ко второму чтению законопроект будет предусматривать новую редакцию ст. 159.4 УК. "Этот закон вступит в силу, появится эта норма", – обрисовал единоросс "Право.Ru" один из вариантов развития событий. Его коллега по фракции и комитету Рафаэль Марданшин тоже не исключает такой вариант развития событий.
При этом Марданшин в разговоре с корреспондентом "Право.Ru" отметил, что у некоторых его коллег есть альтернативная точка зрения, по которой достаточно принять законопроект в первом чтении, и это уже будет считаться исполнением постановления КС и статья 159.4 будет продолжать действовать после 12 июня до момента утверждения в нее корректив. "Два юриста – три мнения", – приводит расхожую фразу Марданшин, но тут же напоминает, что КС вполне четко отмерил полугодовой срок на внесение корректив от момента вынесения своего постановления.
Если в момент отсутствия статьи о "предпринимательском мошенничестве" будет совершено деяние, сейчас квалифицирующееся по ней, то, значит, "его будут квалифицировать по универсальной, безразмерной 159-й", говорит член Совета Адвокатской палаты Москвы Вадим Клювгант, который в последние годы стал известен в качестве адвоката бывшего главного акционера НК "ЮКОС" Михаила Ходорковского. "А если потом снова появится так называемая статья о "предпринимательском мошенничестве" и это деяние будет подпадать под ее признаки, значит, впоследствии можно будет переквалифицировать", – говорит адвокат.