Накануне комиссия Правительства РФ по законопроектной деятельности одобрила для рассмотрения на заседании кабмина законопроект, которым ограничивается юрисдикционный иммунитет иностранных государств и их имущества. Если документ будет принят, Россия сможет арестовывать имущество других стран без согласования с ними в ответ на арест своих активов за рубежом.
С оглядкой на международную практику
Разработанным Минюстом России законопроектом вносятся поправки в Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и закон "Об исполнительном производстве". Документом предлагается установить правовой режим юрисдикционного иммунитета иностранного государства и его имущества на территории России.
Как отмечают в кабмине, на концепции абсолютного иммунитета, которая предполагает, что предъявление в национальных судах исков к иностранному государству, наложение ареста на имущество такого государства или принудительное исполнение вынесенного против него судебного решения допускаются лишь с согласия соответствующего государства, базировалось сначала советское процессуальное законодательство, а затем и российское.
Вместе с тем, на практике во внешнеэкономической деятельности Россия вынуждена отказаться от иммунитета. В частности, "РФ заключила ряд международных договоров о взаимной защите инвестиций, которые предусматривают, что споры, связанные с инвестициями, рассматриваются в международном коммерческом арбитраже. В действующем законодательстве ряда зарубежных стран это означает отказ от иммунитета. К настоящему времени заключены десятки таких договоров. Таким образом, практика внешнеэкономической деятельности России, а также международная договорная практика показывают, что возникла тенденция признания РФ юрисдикции иностранных судов, что представляет собой отказ от иммунитета," – говорится в обосновании проекта. Также разработчики документа отмечают, что "количество исков, предъявляемых к РФ и ее органам в иностранных судах, неуклонно увеличивается, при этом согласия России на ее участие в деле не спрашивается".
Кроме того, Белый дом ссылается на принятую Организацией Объединённых Наций 2 декабря 2004 года и подписанную РФ 1 декабря 2006 года Конвенцию о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности и на законодательную практику США, Канады, Великобритании, Австралии, ЮАР и Сингапура.
Новый порядок
Законопроектом определяются понятия "иностранное государство", "юрисдикционный иммунитет", "судебный иммунитет" и ряд других. Устанавливается предмет правового регулирования и приоритет международного договора. Кроме того, определяются пределы юрисдикционного иммунитета иностранных государств и их имущества.
Также устанавливаются случаи, когда иностранное государство и его активы не пользуются юрисдикционным иммунитетом, и предусматривается возможность отказа иностранного государства от юрисдикционного иммунитета.
В частности, законопроект предусматривает возможность "ограничения судом РФ на основе принципа взаимности юрисдикционного иммунитета иностранного государства, если установлено, что в иностранном государстве, в отношении которого возник вопрос о юрисдикционном иммунитете, РФ предоставляется юрисдикционный иммунитет в более ограниченном объёме, чем тот, который предоставляется иностранному государству".
"Ответные меры"
Появлению законопроекта предшествовали аресты российских госактивов в Бельгии и Франции по решению Гаагского суда, по которому Россия обязана выплатить бывшим акционерам ЮКОСа $50 млрд.
Официальные лица России на сообщения об аресте имущества отреагировали быстрее, чем здаже западные корреспонденты, хотя произошедшее явно стало для них неожиданностью. Сразу же последовали заявления о грубом нарушении международного права при отсутствии юридических оценок ситуации. Резче всех выступил, пожалуй, только российский МИД: после информации о том, что под арест попали счета российских дипмиссий, бельгийскому послу, вызванному в министерство, был заявлен решительный протест. Более того, Бельгии пообещали аналогичные ответные меры.
Министр экономразвития Алексей Улюкаев также заявил, что Россия совершенно исключает выплаты бывшим акционерам "ЮКОСа", и предупредил, что можно ожидать распространения такого рода недружественных действий и в других юрисдикциях.
Есть ли необходимость?
Мнения юридического сообщества по поводу законопроекта разошлись. Часть экспертов не видят необходимости в специальном законе, пишет "Коммерсант". "Арестовать имущество иностранных государств можно и сейчас, когда есть судебное решение", – объясняет Дмитрий Матвеев, управляющий партнер адвокатского бюро "Дмитрий Матвеев и партнеры". Суд той страны, имущество которой лишилось иммунитета, может отказаться признавать и приводить в исполнение решение российского суда, предупреждает партнер юридической компании "Некторов, Савельев и партнеры" Марат Давлетбаев.
"Сейчас инициировать в России судебный процесс против иностранного государства крайне сложно, с принятием законопроекта процедура судебного преследования иностранных государств в Росиии может упроститься", – цитирует "РБК" партнера международной юридической компании Herbert Smith Freehills Алексея Панича. По словам юриста, недавние попытки ареста российского имущества во Франции и Бельгии, когда предположительно принадлежащее России имущество сначала арестовывали, а затем начинали устанавливать его принадлежность России, являются примером применения концепции ограниченного государственного иммунитета в иностранных государствах. Россия же хочет законодательно закрепить возможность применения такого же подхода на своей территории.
Теперь документ будет изучен на заседании правительства, а если будет поддержан, то и внесен в Госдуму и рассмотрен уже в рамках осенней сессии.