18 мая 2009 года шестилетнюю Александру Зарубину, ставшую объектом длительной судебной тяжбы, передали матери в здании службы социального обеспечения португальского города Брага в присутствии вице-консула России Олега Сотникова. В тот же день Наталью и Александру доставили на территорию посольства России. 20 мая они прилетели на родину.
Однако точку в этой истории ставить еще рано. Граждан России и Португалии продолжают будоражить вопросы о справедливости такого исхода. Российская общественность расколота: один считают, что девочке будет лучше жить пусть и в нищенских условиях, но зато с родной матерью, другие убеждены, что Александра может быть счастлива только в семье обеспеченных опекунов в Португалии. Что важнее с юридических и с моральных позиций: права матери или права ребенка?
Чтобы ответить на эти вопросы, мы предлагаем нашим читателям ознакомиться с наиболее подробной и объективной историей событий, связанных с Александрой Зарубиной и высказать свое мнение.
Предыстория
Семья Зарубиных приехала в поселок Пречистое Ярославской области из Казахстана. Наталья работала портнихой в ателье в Тутаеве, потом в Ярославле. Квартиру она снимала. Семь лет назад Наталья поехала за границу с надеждой заработать деньги на собственный дом. На родине у нее оставались родители, дочь Валерия от первого брака, брат. В Испании она работала официанткой в небольшом ресторанчике. Через четыре года Наталья переехала в Португалию, где у нее были знакомые. Устроилась на работу помощником повара в русский ресторан в городе Брага, где познакомилась с будущим отцом ее ребенка Георгием Циклаури — выходцем из украинского города Ровно. Вместе они прожили два года.
Александра родилась в Португалии в апреле 2003 года от гражданского брака Натальи с Георгием. Вскоре родители расстались. Мать, снимавшая квартиру в Браге, перебивалась случайными заработками, во время которых не знала, с кем оставить ребенка. Лариса, продавщица из русского магазина, предложила Наталье отдать Александру ее знакомым.
Лариса познакомила Зарубину с Флориндой Виейра и ее мужем Жуау Пиньеру. У 45-летней пары было двое своих взрослых детей, жили они в большом доме, расположенном в 30 км от Браги городка Барселуш, занимались частным бизнесом. Эти люди соглашались взять ее девочку на воспитание в свою семью. Наталья, работавшая всю неделю, виделась с дочерью только по выходным.
По словам вице-консула посольства РФ Олега Сотникова Наталья Зарубина в это время работала «в крупном, известном ресторане. Выполняла там много всего — и официанткой была, и уборщицей».
В семье Флоринды и Жуау Александра прожила полтора года. Проблемы возникли, когда Наталья решила забрать дочь. Флоринда и Жуау не захотели отдавать Александру матери, заявив, что они привязались к ребенку и не хотят расставаться с ней. Семейная пара попыталась забрать девочку по суду, оформив на нее опекунство.
Португальские правоохранительные органы выяснили, что Наталья находится в стране нелегально, а ее паспорт давно просрочен, когда россиянка обратилась в полицию в связи с кражей телефона, который был на страховке.
Пока Наталья Зарубина находилась в центре временного содержания, ее мать написала письмо в приемную президента Владимира Путина. После чего в дело включились МИД и российский консул. За две недели Александре было оформлено российское гражданство.
Суды
Уникальный в практике российских иммигрантов судебный процесс длился с июня 2007 года. В ходе первого разбирательства суд, проходивший в городе Барселуш, постановил передать ребенка на попечение португальским опекунам.
Зарубина подала апелляцию в гражданский суд. Ей советовали легализоваться в Португалии, но она не стала этого делать, иначе португальское законодательство распространилось бы на нее, и ребенка она бы потеряла. Зарубину обвиняли в пристрастии к алкоголю, наркотикам, говорили, что она психически нездорова, поэтому не может воспитывать ребенка. Ей была назначена психиатрическая экспертиза, результаты которой пришли через два года. Экспертиза не подтвердила диагноза. Таким образом гражданский суд не выявил в ее действиях нарушений прав ребенка и вынес решение в пользу россиянки.
Апелляции, которые подавали опекуны, дошедшие вплоть до конституционного суда, были отвергнуты.
Телевидение
Прибытие Зарубиных в Россию освещали ряд телеканалов. Содержание видеосюжетов контрастирует с позитивными комментариями российских официальных лиц о счастливом воссоединении семьи.
Первый канал показал, как громко рыдающую девочку никак не могли уговорить выйти из машины, что, по словам корреспондента, продолжалось почти полчаса. В итоге Александру вынесли из автомобиля на руках, чтобы передать от португальских опекунов родной матери-россиянке.
Кадры сюжета НТВ, снятого в доме Зарубиных в поселке под Ярославлем, показывают бабушку Саши, которая очень ждала встречи с внучкой, ее старшую сестру Леру, не держащую зла на мать Наталью за то, что та оставила ее на несколько лет. Однако те же кадры показывают, как мать бьет дочку, грубо отпихивает ее, приказным тоном отправляя спать, после чего Саша начинает плакать. О том, что Наталья при этом пьяна, можно судить по ее заплетающемуся языку. С такими же характерными искажениями речи говорит нетрезвый дед.
Зрители видят немаленький, но запущенный дом, в который привезли девочку. Спать ей положено под самым потолком. Есть ей предлагают непривычную для выросшей в Португалии девочки еду, Александра отказывается, за что получает очередную взбучку от матери.
Блоггеры
Видеосюжет НТВ, размещенный на Youtube, был найден блоггерами и появился в их записях. Судя по всему, первым его опубликовал krasovkin. В одном из комментариев к записи сообщается: «Сюжет делала моя подруга. Она из этой командировки вернулась в шоке. Рассказывала, что еще в аэропорту мамаша первым делом потребовала пива. Девочка, устав и проголодавшись, начала хныкать, за что немедленно получила от мамаши по лицу».
А блоггер vatoljich утверждает, что лично знает семью Натальи Зарубиной, являясь их односельчанином. «Большую, очень большую ошибку сделали португальские судьи. Из нормальной португальской семьи она приезжает в жуткие условия даже по российским меркам. Дом-развалюха безо всяких удобств с печным отоплением. В семье один нормальный человек — старая бабушка. Остальные — сильнопьющие», — пишет он.
В интернете идет сбор подписей под петицией за возвращение Александры к счастливой жизни в Португалии. Она составлена на двух языках — английском и португальском. На момент выхода статьи за возвращение девочки в Португалию проголосовало более 15 тысяч человек.
Мнение португальцев
В Португалии решение суда города Брага о возвращении маленькой девочки ее родной матери был воспринят как шок и едва ли ни национальный позор. Жители этого северного города даже пытались помешать исполнению судебного решения (передачи Александры ее матери), устроив импровизированный пикет у дома, где жила девочка.
Португальские газеты писали про Наталью, что она вела в Португалии аморальный образ жизни, злоупотребляла алкоголем и практически не навещала дочь, а дочь, когда находилась с ней, жила буквально в конуре. СМИ обильно цитировали высказывания Жуау и Флоринды, утверждавших, что Александру ждут в России всевозможные ужасы.
Заместитель государственного секретаря Португалии по делам семьи Идалиа Мариа Маркиш Салвадор ди Менезиш Монис выразила сожаление в связи с решением суда, который постановил выдать русскую девочку ее матери гражданке РФ Наталье Зарубиной. Вместе с тем комментируя сообщения о том, что девочка плакала, кричала и сопротивлялась в момент передачи матери, Монис отметила, что «решение суда по делам несовершеннолетних было принято в высших интересах ребенка».
СМИ сообщают, что португальские опекуны отказываться от Сандры не намерены и будут бороться за нее. По их словам, для этой семейной пары девочка была не просто ребенком, с которым они нянчились едва ли не с рождения — они по-настоящему любят Александру и очень тяжело переживает разлуку с ней.
Мнение матери
Наталья Зарубина считает, что супруги Пиньеру и Виейра, используя ее трудное положение, обманули ее, когда она попросила присмотреть за ребенком. По словам Натальи, были оформлены некие документы, которые давали иностранцам ряд полномочий, например, отвезти девочку в случае необходимости в больницу.
«Также они потребовали эти документы у меня, объяснив, что они нужны для избежания проблем с полицией», — добавила Зарубина.
Она рассказала, что специально все это время не уезжала из Португалии, так как понимала, что в противном случае навсегда потеряет дочь.
По словам Натальи, португальская семья, воспитывавшая Александру, психологически «накрутила» девочку.
«Они рассказывали, что в России очень холодно — все время идет снег, что едят в нашей стране только консервы, и Сандра вскоре умрет от холода и голода. Они положили ей с собой в Россию только теплые вещи: шубу, сапоги, кофты. Из летних — пара футболок. Теперь Сандра удивляется и все время спрашивает у меня: почему здесь нет снега?», — пояснила Наталья.
Все, что дали с собой португальцы, со слов Натальи, — это три евро. Сандра решила их не тратить, а копить.
«Эта парочка, когда мы уезжали, сказала Сандрочке, что положили ей денег в чемодан. Так она два дня рылась там — ничего нет. Зачем было обещать?», — рассказывает Наталья.
Со своими опекунами девочка поговорила по телефону. Они пообещали ей присылать подарки.
"О том, что они хотят приехать, и слова не было. Сандра поговорила с ними и тут же забыла. А когда видела в газетах их фотографии, просто спокойно говорила: «Вот, Флоринда! Вот — Жуау», — утверждает Наталья.
По поводу запущенного в Интернет видеоролика, где Наталья бьет дочь по попе, женщина возмущается:
«В аэропорту, когда мы прилетели, Сандра действительно себя плохо вела. Мы пошли есть в кафе, и она начала швыряться курицей, салатом по всему столу. Я просто по-матерински прикрикнула на нее в целях воспитания и легонько шлепнула по попе. Она смеялась от этого. А вот Флоринда позволяла себе это. Она при мне стукнула Сандру по лицу, когда та отказалась есть суп. Я еле тогда сдержалась, чтобы самой не врезать ей», — рассказывает она.
По словам Натальи, Александра нашла общий язык со старшей дочерью Натальи, шестнадцатилетней Валерией, а также с ее многочисленными подругами. Невзирая на языковые барьеры, общается с племянницей и брат Натальи Андрей.
«Они целыми днями играют с моим девятилетним племянником. Он ей что-то рассказывает по-русски, она ему отвечает по-португальски, и они друг друга отлично понимают. У нас вся семья удивляется, как они находят общий язык», — рассказала Наталья.
Вопрос с визами
Между тем стало известно, что российское посольство отказало в визе португальской паре — Жуау Пиньейру и Флоринде Виейра, которые собирались прилететь в Москву по приглашению одного из телеканалов. Португальскую семью пригласили принять участие в ток-шоу «Пусть говорят», чтобы они лично смогли объяснить россиянам свою позицию и обосновать то, почему девочке будет лучше с ними, а не с родной матерью.
Адвокат Жуау Араужу уверен, что отказ вызван исключительно столкновением политических интересов.
Ярославское издание «Комсомольской правды» пишет, что посол РФ в Лиссабоне объяснил отказ тем, что редакция телешоу не вовремя подала документы.
Наталья Зарубина сообщила, что готова разрешить португальской чете встречи с ребенком. «Да, я готова разрешить им видеться с Александрой, но только, конечно, в моем присутствии и под моим контролем», — сказала она.
Реакция властей
Жизнь Александры Зарубиной в поселке Пречистое, также как и ее матери будет контролировать отдел соцзащиты Первомайского района Ярославской области.
«Мама (Саши Зарубиной) будет у нас на контроле — это однозначно, потому что мы не знаем ее и видим первый раз. Мама пока не успела никуда устроиться. Если у нее будет все благополучно, и она устроится на работу — к ней не будет никаких претензий, но даже если ей будет трудно найти работу по специальности, может быть она встанет на учет на биржу, и будет получать социальное пособие как мать-одиночка. Если к ней не будет никаких претензий — это будет одно развитие ситуации, если у мамы есть склонности к алкоголю — у нас работает комиссия по делам несовершеннолетних», — приводит слова представителя администрации Первомайского района Ярославской области Татьяны Денисовой «Интерфакс».
Представитель администрации подчеркнула, что мать Зарубиной, бабушка малолетней Александры, работает бухгалтером в детском доме и является опекуном старшей дочери Натальи Зарубиной — Валерии.
«Бабушка ребенка — женщина положительная, женщина открытая, умная, образованная, контактная», — отметила Денисова.
Она обратила внимание, что в доме бабушки Александры, где девочка будет проживать вместе с матерью и другими родственниками, имеются все необходимые бытовые условия.
По поводу того, что девочка совершенно не говорит на русском представитель администрации района отметила, что «на бытовом уровне родному языку обучить ее сможет родная мать, кроме того, в возрасте шести лет дети быстро адаптируются. Все службы предупреждены, что девочка придет в детский сад — все к этому готовы».
При этом она отметила, что "родная мама она и есть родная мама. И какие бы ни были условия с родной мамой, если она нормальная, все равно лучше".