Юрфирмы в США открыли "бонусный сезон": они публикуют информацию о том, какие выплаты получат их сотрудники. Коллеги из других стран не так открыты, но в размерах выплат часто не отстают. Однако в России получить информацию о бонусах сложно – делиться финансовыми подробностями готовы единичные компании. Сколько же выплатят под Новый год российским и западным юристам?
Лучше бонус, чем зарплата
Бонусы в юрфирмах, в отличие от выплат компаний в других секторах экономики, редко провоцируют широкую дискуссию – особенно в нынешней экономической ситуации. Уходящий 2015 год не был легким для компаний, работающих на российском юррынке, – тенденции к сокращению, приведшие к 15-процентному падению в 2014 году, в нынешнем году только усугубились ("Юридический рынок в 2015 году – что изменилось в кризис?"). Специалисты отмечали структурные перемены. "Падение рынка противоположным образом сказалось на разных практиках. Больше всего пострадали корпоративные и финансовые практики. При этом практики по разрешению споров, наоборот, пошли в гору, ведь "кому война, а кому мать родна". В кризис судебных разбирательств между компаниями и с государством стало значительно больше, они стали острее, и преимущество получили юрфирмы с фокусом на разрешении споров.", – рассказал Максим Кульков, партнер KK&P/Кульков, Колотилов и партнеры. Сократились практики и у зарубежных компаний, работающих в России, – количество сделок резко упало, а из тех, что остались, многие идут в обход "ильфов" (от англ. аббревиатуры ILF (international law firm) – "международная юридическая компания") по причине санкций, добавляет Кульков.
Неудивительно, что ни российские компании, ни работающие в России их зарубежные конкуренты не стремятся повышать доход сотрудников. В рублях зарплаты не растут, в компаниях используют бонусную систему: бонусы, по данным Norton Caine Legal Recruitment, могут составлять от 30 до 65 % годового дохода. Можно предположить, что такая политика свидетельствует о сохраняющейся нестабильности на рынке: в случае очередного падения сэкономить на бонусах будет значительно проще, чем сократить зарплаты.
Однако подобные суммы скорее исключение, чем правило: большинство юрфирм предпочитают попросту отказаться от бонусных выплат. "Я могу смело сказать, что большинство юридических фирм отказались от выплаты бонусов своим сотрудникам, лишь 4–5 % компаний, которым повезло с хорошими сделками, готовы к бонусным выплатам. И даже в этих случаях размер бонусов существенно уступает показателям прошлых лет", – говорит Юрий Дорфман, партнер компании Cornerstone. В данный момент в бизнесе стоит вопрос не о росте, а скорее о его сохранении и удержании клиентов, признает он.
По оценкам Дорфмана, традиционно бонус в западных юридических фирмах составляет до 15 процентов от годового фиксированного дохода, а в инхаусе бонусы куда привлекательнее. При этом конкуренция очень высока – по словам партнера Cornerstone, консалтинг "завален" резюме от специалистов, несмотря на отсутствие позиций и снижение показателей доходности бизнеса. Жесткие требования к персоналу никто не отменял. "Традиционно в юридических фирмах самые высокие требования к персоналу, во-первых, это всегда безупречный английский, во-вторых, серьезные требования к опыту в конкретных фирмах", – добавляет он.
Несколько более оптимистична ситуация для тех, кто работает в юрдепартаментах компаний, хотя и там общая тенденция – сокращение выплат. "Как правило, юрист должен отработать на новой позиции определенное время и только после этого бонусный механизм включается в полную силу. Размер бонусов увеличивается пропорционально времени работы в компании, достигая максимальных значений при выходе на определенный уровень полномочий и доверия среди акционеров", – рассказывал в интервью Дмитрий Прокофьев, партнер Norton Caine.
Как важно быть прозрачным
Если в российских компаниях информация о бонусах, как правило, конфиденциальна, то во многих других странах секрета из этого никто не делает: узнать, какой процент от зарплаты получишь в конце года, можно заранее. В большинстве иностранных юрфирм, особенно если дело касается партнеров, соглашения действительно расписаны довольно подробно: при необходимости они подлежат судебной защите, есть очень четкие регламенты по управлению, распределению полномочий, прибыли и прочим организационным и финансовым вопросам, рассказывает Андрей Корельский, управляющий партнер адвокатского бюро КИАП:
"Такая партнерская культура складывалась десятками лет и даже столетиями – некоторым старейшим британским юрфирмам больше 100 и даже 200 лет, поэтому безусловно уровень регламентированности и транспарентности таких вопросов у иностранных юрфирм в разы выше, чем на нашем относительно молодом юридическом рынке".
Хотя ясность по поводу распределения прибыли и полномочий важны для всех компаний, в крупных фирмах она становится ключевым моментом успешности. Строить финансовые отношения на доверии, как это нередко происходит в маленьких компаниях – юридических бутиках, – в фирме с большим числом сотрудников невозможно. "Отсутствие четкой письменной регламентации по этим вопросам в больших фирмах ведет рано или поздно к их стагнации, постоянному оттоку на рынок партнеров, которые создают уже свои фирмы, и даже к развалу или к возврату в статус бутика", – считает Андрей Корельский.
Организовать процесс можно по-разному. Одни партнеры являются так называемыми salary partners: они получают свою фиксированную или сдельную зарплату, действуя как наемные менеджеры, получающие по итогам года дополнительные бонусы в случае достижения запланированных финансовых результатов (KPI) за определенный период, поясняет Карельский. Другие являются партнерами-сособственниками бизнеса и получают уже свой доход от прибыли фирмы, – всей или части. В этом случае есть две базовые партнерские схемы, рассказывает он. "Первая использует принцип eat what you kill (EWYK), когда партнер получает доход от своих проектов. Вторая использует принцип lock-step, когда вся прибыль разных партнеров аккумулируется в так называемый "общий котел" фирмы и партнеры получают его часть в зависимости от занимаемого уровня (грейда) в партнерском треке, своих результатов, а также показателей всей фирмы".
Впрочем, универсальных формул распределения партнерского дохода, которые подходят всем юридическим фирмам, не существует: "Ключевым для успеха или провала любого партнерства в любой фирме является понятность и относительная справедливость формул, схем и механизмов разделения общего результата между партнерами".
Кому заплатят больше
В США бонусные схемы прозрачны, а сами бонусы юристам – показатель того, насколько успешно шли дела компании в уходящем году. Сколько получат американские рядовые юристы под Новый год, объявляет нью-йоркская Cravath, Swaine and Moore. Cravath – сравнительно небольшой по меркам США бизнес: в компании трудятся около 500 юристов. При этом фирма не покидает верхушки престижных рейтингов, а размер выплат в компании уже более 60 лет считается на американском рынке образцом. Cravath задает тон, остальные стараются соответствовать – именно так из года в год начинается бонусный сезон в США. Информация о том, сколько "подарят" своим сотрудникам эталонной юрфирмы, появилась в начале декабря. Теперь юристы крупнейших фирм безоговорочно ожидают от своих работодателей не меньших сумм. Рождественские бонусы в Cravath привязаны исключительно к стажу специалистов. В этом году платежная таблица выглядела следующим образом.
Цифры прошлого года, которые казались более чем значительными на фоне кризиса в экономике, в чуть более успешный, по оценкам американских юристов, год выросли еще. Причин тому называют несколько. Основная – то, что в условиях жесткой конкуренции фирмам приходится предлагать самым профессионалам максимально выгодные для них условия. "Учитывая нынешний уровень конкуренции, лидеры… по-прежнему будут прилагать все усилия, чтобы увеличить отрыв от оставшихся менее успешных компаний", – говорит Джек Заремски, представитель рекрутинговой компании Hanover Legal Personnel Services.
Кроме того, выплаты, которые со стороны нередко кажутся чрезмерно щедрыми, адекватны растущей стоимости на обучение на юридических факультетах, отмечает в публикации American Lawyer. По информации издания, если в 2007 году средняя стоимость обучения составляла $32 367 в год (по данным Law School Transparency), то в 2013-м она составила уже $41 985, и с тех пор продолжала расти. Обучение в Гарвардской школе права в 2015–2016 учебном году составило $57 200, а желающим получить юробразование в Школе права при Нью-Йоркском университете пришлось заплатить за год занятий еще больше – $57 544.
При этом 82 процента студентов частных школ права набора 2014 года учатся в кредит – средний долг студента составляет $130 782. 30 лет назад было проще, признает Дебора Меррит, профессор колледжа права при Университете Огайо: плата за Гарвард составляла $10 000, а зарплата в престижной Cravath – $53 000. Расплатиться за обучение талантливому студенту было проще.
Усложняет ситуацию то, что на щедрые бонусы могут рассчитывать далеко не все – особенно если речь идет не об инхаусе. По статистике издания The Lawyer, в 2014–2015 году бонус получили 71,4 процента работающих в Великобритании инхаусов. Для сравнения, среди юристов частной практики "подарком" к Рождеству смогли похвастаться только 38,9 процента опрошенных. Для большинства в Великобритании бонусные выплаты составили 5 % от годового дохода.
Впрочем, западные аналитики оптимистичны: следующий год принесет юристам увеличение бонусных выплат, считают они. "Компании больше чем когда-либо хотят сохранить в штате лучших специалистов, и это будет способствовать росту бонусов", – говорит Майкл Райновесер, президент и основатель BTI Consulting Group. Поможет юристам и то, что крупные юрфирмы, которые задают размер бонусных выплат, ожидают, что 2016 год будет более успешным, чем уходящий.