ПРАВО.ru
Актуальные темы
9 июня 2016, 19:03

Дискриминация в судах: у нацменьшинств нет шанса на мантию

Дискриминация в судах: у нацменьшинств нет шанса на мантию
Фото Getty Images

Те, кто приходят работать в британские суды секретарями, когда-нибудь становятся судьями. И если дискриминация начинается при отборе на должность секретарей суда, то она перейдет и в высшую судебную власть, считают английские исследователи. В чью пользу делают выбор британские Комиссии по судебным назначениям и каковы последствия этого выбора?

«Это потому, что я чёрный!» – так могли бы ответить на вопрос о проблемах с трудоустрйоством в суды многие британцы. И судя по статистике, представленной британским Советом барристеров, они были бы недалеки от истины. Светлокожие заявители в три раза чаще могут устроиться на работу секретарями судов, чем кандидаты на эту должность из Африки, азиатских стран или другие этнические меньшинства, приводит статистику The Guardian. Такие цифры озвучили в британском Совете адвокатов со ссылкой на результаты последних статистических исследований Комиссии по судебным назначениям (Judicial Appointments Commission). Подобная тенденция опасна: национальная картина судейского корпуса далека от того, как на самом деле выглядит современное британское общество.

Судейский состав: с женщинами проще
 

Первые африканцы и азиаты-барристеры присоединились к британскому сообществу барристеров давно – в 1850 и 1860 годах. Однако, как показала практика, разрешить проблему дискриминации по полу оказалось проще, чем справиться с расовой дискриминацией. Согласно докладу представителей Комиссии по судебным назначениям, число женщин на нижних ступенях карьерной лестницы судейского корпуса в последние годы существенно возросло: процент заявлений от женщин в общем числе заявлений – 38%. В числе тех, кто оказался в шорт-листе номинантов на судейское кресло в прошлом году, оказалось 36% из подавших заявление женщин, 45% из числа которых в итоге получили рекомендацию. Показатель по присутствию на должностях этнических меньшинств выглядит менее оптимистично – и год от года не улучшается. Сейчас среди британских судей высоких судов только два выходца из Азии – Бобби Чима-Грабб, первая в Великобритании судья-женщина азиатского происхождения, и Сэр Рабиндер Сингх. В Верховном суде страны таких людей нет вовсе.

Сегодняшние секретари – завтрашние судьи

Назначение на должность секретаря – как правило, первая ступень карьерной лестницы для тех, кто метит в судьи. Однако именно на этой стадии у представителей британских нацменьшинств и начинаются сложности. 

В общем числе претендентов на работу в суде представители нацменьшинств в прошедшем году составили 16%. Только 10% из этого количества попали в шорт-лист и лишь 9% из счастливчиков в итоге получили назначение. Сэм Мерсер, отвечающий в Совете адвокатов за вопросы равенства и разнообразия, констатировал: на каждой из стадий показатели представителей нацменьшинств были хуже, чем у их коллег с другим цветом кожи.

«Если вы белый юрист, который хочет быть секретарём, шанс получить должность – один к десяти. Если вы принадлежите к меньшинству, то шансы сокращаются до 1 к 33», – сказал Мерсер. Другими словами, у белых заявителей шансов получить должность сегодня в три раза больше.

Суд не для всех
 

С 2012 года в Апелляционный суд, не говоря уже о Верховном, не получил назначение ни один представитель этнических меньшинств, делятся британские защитники интересов африканцев и азиатов, проживающих в Великобритании. Такой дисбаланс крайне опасен для судебной системы, уверены они: современный судейский корпус должен содержать в себе больше представителей тех сообществ, для которых он и работает.

В противном случае всё, что ждёт британский суд в недалёком будущем, – сбои в работе и дисфункциональность. "Диспропорция особенно страшна, поскольку около 30% из тех, кто предстаёт перед судом, – представители нацменьшинств», – отметил Питер Герберт, глава Общества чернокожих юристов.

Решение проблемы
 

"Нам срочно нужно начать сотрудничество с организациями, работающими в юридической сфере и с правительством, чтобы выяснить причины такого искажения и принять меры для того, чтобы скорректировать ситуацию", – говорит Сэм Мерсер, отвечая на вопрос, как избавиться от этнического дисбаланса. Когда дело доходит до конкретных шагов, выход, по сути, предлагается один. 

"Нужна позитивная дискриминация. Мы хотим, чтобы каждый кандидат из нацменьшинств проходил собеседование", – уверен Питер Герхерт. В противном случае, убеждён он, система не изменится в ближайшие 50 лет.