Валерия Хамраева
Нижняя палата парламента закончила работу в текущем составе: 24 июня депутаты приняли участие в последнем пленарном заседании шестого созыва. За это время на рассмотрение Госдумы поступило рекордное количество законопроектов – более 6 000, из которых почти треть была одобрена. Однако некоторые инициативы оказались настолько глобальными, что депутаты не успели их принять за пять лет работы. Наиболее масштабные проекты, которые достанутся следующему созыву, – в подборке "Право.ru".
Разобраться с новым КоАП
В портфеле Комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству остается более двух сотен незавершенных законопроектов. Во главе этого списка, разумеется, стоит новая редакция Кодекса об административных правонарушениях, работа над которой продолжается последние несколько лет. Еще осенью 2015 года депутаты предполагали, что примут кодекс к концу созыва, а в силу он вступит с 1 января 2017 года.
Однако процесс значительно затянулся – документ до сих пор не рассмотрели даже в первом чтении. Одна из причин – общественная критика законопроекта. Эксперты и бизнес-сообщество назвали новый кодекс "карательным", поскольку он существенно увеличивает санкции по некоторым статьям и вводит новое административное наказание – ликвидацию юридического лица. Из-за большого количества замечаний авторы законопроекта решили проводить открытые заседания рабочей группы с привлечением экспертов, представителей федеральных органов власти и бизнеса, чтобы переработать документ ко второму чтению. (Подробнее читайте в подборке "Право.ru": "Обсуждение КоАП – как государство и бизнес спорят о новом Кодексе").
Кроме того, работу затормозили перенесенные с декабря 2015-го на сентябрь 2016 года выборы и фактически (но не юридически) начавшаяся избирательная кампания, объяснил соавтор нового КоАП, депутат Дмитрий Вяткин.
Решение о том, принимать ли в первом чтении существующую сегодня редакцию, чтобы ко второму чтению фактически переписать ее, примут уже члены ГД седьмого созыва. Один из авторов документа, депутат Владимир Плигин, практически уверен, что они примут проект: необходимость новой редакции не вызывает сомнений. Поэтому и торопиться с его принятием депутат не спешит, ведь Госдума – "орган, который в любом случае продолжит свою работу".
Дополнить "старый" КоАП опасным вождением
Прежде чем начать работу над текстом нового кодекса, депутатам новой Думы придется разобраться с поправками в его действующую редакцию. Одна из первых, которую они рассмотрят, связана с Постановлением Правительства, которое вводит понятие опасного вождения. К нему отнесут:
- невыполнение требования уступить дорогу при перестроении автомобилю, который пользуется преимущественным правом движения;
- перестроение при интенсивном движении;
- несоблюдение безопасной дистанции;
- резкое торможение;
- препятствие обгону.
Как ранее уже заявлял вице-премьер Игорь Шувалов, штраф за такое правонарушение может превышать 5 000 руб., однако его еще предстоит скорректировать совместно с гражданами и экспертным сообществом. Этим и займется новая Дума.
Не спешить с единым ГПК
Депутаты продолжат работу над еще одним масштабным документом – единым Гражданским процессуальным кодексом, который придет на смену Гражданскому процессуальному и Арбитражному процессуальному кодексам. Концепция проекта стала известна в 2014-м, а весной 2016 года председатель Комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников обещал обнародовать текст. Но работа над кодексом еще продолжается. Законотворцы привлекли к ней представителей Верховного суда, Министерства юстиции и экспертного сообщества.
Закон обещает быть огромным: как рассказал Крашенинников, это будет второй по объему кодекс после Гражданского. Процесс его принятия растянулся не столько из-за количества страниц в проекте, сколько из-за проблемы «двойной кассации»: сейчас участники экономспоров могут в кассационном порядке обжаловать решения в арбитражных судах округов и в экономической коллегии ВС. Финальный вариант кодекса должен урегулировать этот вопрос и разрешить противоречия между АПК и ГПК.
Сейчас Крашенинников уверяет, что показывать и уж тем более принимать текст документа в весеннюю сессию не собирался, "потому что спешить в этом вопросе некуда". По его словам, в конце июня рабочая группа снова собиралась на заседание, но не для того, чтобы утвердить документ, а с целью "получить задание на лето и продолжить работу".
Коллеги Крашенинникова по комитету связывают промедление, опять-таки, с грядущими выборами. "Мы собирались разобраться с единым ГПК сенью 2016 года, но когда выборы перенесли с декабря на сентябрь, стало понятно, что мы даже первое чтение не проведем", – объяснил член Комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Юрий Синельщиков.
Закончить с ГК
«Зависли» и изменения в Гражданский кодекс под авторством экс-президента Дмитрия Медведева, работа над которыми шла в течение всего созыва. Два из одиннадцати блоков поправок – о финансовых сделках и вещных правах – плавно перетекут в ГД следующего созыва. Чуть больше года назад Крашенинников уверял, что процесс уже вышел на финишную прямую. Но сейчас ситуация изменилась: по словам депутата, "некоторые представители экономического блока" опасаются менять правила, особенно в вопросе финансовых сделок, так как "ситуация сегодня не та". Что он имел в виду – не объяснил.
Блок законопроекта о вещных правах прошел первое чтение еще в 2012 году, но затем застопорился. В результате проект переписали практически полностью. Например, предлагается сделать перечень вещных прав закрытым (в сегодняшней версии он не определен). Решение по новой редакции будет принято не раньше осени 2016 года.
Дождаться решения по НИОКР
Еще один блок поправок, который «лежит» с 2012 года, касается государственной собственности на итоги научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР) и прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, созданных по госконтрактам. О документе профильный комитет ни с того ни с сего вспомнил в ноябре 2015 года и поддержал его принятие во втором чтении, рассчитывая закончить процесс в январе этого года. Однако, как объяснил Павел Крашенинников, "Росвооружение с Минобороны все еще ведет дискуссии на тему того, кто может и должен быть правообладателем и у кого какие права". Поэтому законопроект достанется «в наследство» следующему созыву.
Определиться с медиацией
Закон о медиации в гражданских, семейных и трудовых спорах был принят в 2010 году, но практически не применяется из-за того, что нормы в нем слишком общие. Исправить недостаток взялся руководитель проекта "Комфортная правовая среда" Рафаэль Марданшин, который внес пакет поправок в закон и смежные с ним акты.
Хотя финальный проект появится только в новой ГД, его основные идеи уже известны. Предлагается дать медиаторам право консультировать стороны спора о последствиях их соглашения (сегодня они лишь посредничают в процессе). Доступ в посредники хотят дать только профессиональным юристам (сегодня достаточно дополнительного образования по вопросам применения процедуры медиации). Законотворцы во главе с Марданшиным предлагают установить должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации профессионального медиатора и включить должность "профессиональный медиатор" в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
Распространять медиацию на уголовные дела депутаты пока не планируют, хотя эта идея популярна в президентском Совете по правам человека. Ее Марданшин называет "отличной", но нереализуемой – главным образом потому, что "пока невозможно обеспечить равный доступ всех граждан к медиаторам." Более того, введение медиации по уголовным делам – это фактически новый институт, который потребует больше работы, чем реформа существующего законодательства.
Пустить адвокатов в СИЗО
Согласно ч. 4 ст. 49 УПК, адвоката допускают к участию в уголовном деле после предъявления удостоверения и ордера. Вопреки этому, на практике требуется еще и согласие следователей, которые этим пользуются. Некоторые защитники неделями не могут добиться допуска в СИЗО – следователи их просто не пускают, а сами в это время оказывают давление на задержанных, рассказал Марданшин.
1 октября 2015 года года на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека советник Федеральной палаты адвокатов Юрий Костанов поделился проблемой с Владимиром Путиным. Президент проявил понимание: "Если нужны дополнительные решения на уровне Верховного суда РФ, дополнения в закон, давайте это сделаем". Плигин и Марданшин вскоре подготовили и внесли законопроект, который дает адвокатам право беспрепятственного доступа в СИЗО к своим подзащитным.
Чтобы помочь защитникам, законотворцы предлагают дополнить ч. 1 ст. 53 УПК нормой, в соответствии с которым адвокат сможет встречаться с клиентом по предъявлению удостоверения без формального допуска к участию в деле от следствия. Учитывая мнение главы государства, авторы уверены в своей инициативе: принятие законопроекта должно стать одной из приоритетных задач следующего созыва.