ПРАВО.ru
Актуальные темы
26 июня 2009, 19:30

Нужен ли закон, регламентирующий деятельность экстрасенсов?

Нужен ли закон для экстрасенсов?
Неоднократно российские власти пытались навести порядок в этой сфере, законодатели предлагали законопроекты, регламентирующие деятельность экстрасенсов...

В экстрасенсов, целителей, всевозможных магов-колдунов и контактеров люди верили всегда, причем многократно вера усиливалась во времена глобальных потрясений и катаклизмов. Интерес в обществе позволял плодиться многочисленным мошенникам, выдающим себя за людей, обладающих паранормальными способностями. Неоднократно российские власти пытались навести порядок в этой сфере, законодатели предлагали  законопроекты, регламентирующие деятельность экстрасенсов, эксперты разрабатывали схемы лицензирования ясновидящих и целителей, но воз, как говорится, и ныне там. Суды над экстрасенсами — нонсенс и осуждение Григория Грабового в 2008 году — пожалуй, единственный самый яркий прецедент. 

 

Эликсир жизни или смерти?

- Проблема вся в том, что невозможно принять закон, регламентирующий деятельность экстрасенсов, магов, медиумов и адептов многих других мелких эзотерических направлений, хотя острая нужда в нем есть, — считает участник телешоу "Битва экстрасенсов", обладатель титула "Король экстрасенсов" Александр Агапит. — Во-первых, практически невозможно даже самой опытнейшей комиссии отличить настоящих обладателей дара от мошенников — это требует титанических усилий. Во-вторых, по данным КРЭЯ (Конгресс Русских Экстрасенсов и Ясновидящих), в России практикуют более 30 тысяч целителей (лишь 1 800 из них имеют лицензию Минздрава, позволяющую вести свою практику), а для того, чтобы проверить всех и выдать им какой-нибудь диплом, разрешение на работу, потребуется несколько лет и несколько десятков специалистов! В-третьих, опыт европейских стран, имеющих аналогичные законы, показывает, что они не работают, а любое обсуждение их на правительственном уровне вызывает лишь усмешку у рядовых граждан.

Единственный положительный пример — пожалуй, Венгрия, где в обсуждении любых изменений в законе о целителях принимают участие, помимо законотворцев, сами экстрасенсы — причем имеющие авторитет в обществе, уважение. Надеюсь, Россия тоже к этому придет, рано или поздно, а к разработке законопроекта привлекут меня и моих коллег. Мне, право слово, самому становится печально, когда я вижу огромное количество мошенников и аферистов, многие из которых умудряются попадать в эфиры популярных телепрограмм.

Пока же, за неимением "своего" закона, все обладатели паранормальных способностей опираются в деятельности на законы РФ "О защите прав потребителей", "Об охране здоровья граждан", "О рекламе" и кодекс об административных правонарушениях. А если в сводки информационных агентств и попадают сообщения об аресте очередного служителя оккультных наук, то исключительно по обвинению в мошенничествах.

Так, в ноябре 2008 года в Алтайском крае был вынесен приговор жителю города Белокуриха, который продавал "эликсир жизни". 53-летний Петр Яковлев объявил себя целителем, разместил информацию о своих услугах во всех местных газетах, пообещав вылечить все — от насморка до рака — своим уникальным раствором, приготовленным по рецептам прабабки. Однако на самом деле, как установило следствие, он изготавливал настойку из растительного корня и спиртосодержащей жидкости, в качестве которой он использовал приобретенный в аптеке антисептический раствор.

За два года практики Яковлев стал весьма популярен, к нему приезжали клиенты из Красноярского края, Томской и Иркутской областей, Ханты-Мансийского автономного округа, Бурятии. Неприятность случилось, когда женщина из Тюмени, которая неделю попила "элексир жизни", угодила в больницу. Ее родственники отдали жидкость на экспертизу, где выяснилось, что в ней содержится диэтилфталат — химическое вещество, опасное для здоровья. Токсикологическая экспертиза показала, что эликсир способен вызывать функциональные, а в дальнейшем и органические изменения центральной и периферической нервной системы, воздействовать на печень, почки, головной мозг, вызывая их патологические изменения.

Оперативники сделали "контрольную закупку", возбудили уголовное дело, в результате чего Яковлев был признан виновным в покушении на производство, хранение, перевозке либо сбыте товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 238 УК РФ). Ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

В 2008 году целитель впервые оказался за решеткой, а его дело получило широкий резонанс. Таганский суд Москвы приговорил Григория Грабового к 11 годам лишения свободы со штрафом в миллион рублей. Суд признал целителя виновным в 11 эпизодах мошенничества (ст.159 УК РФ), то есть в хищении чужого имущества и причинении значительного ущерба гражданам. Приговор зачитывался около четырех часов, и все это время Грабовой выслушивал решение суда без эмоций. Также он не пожелал прокомментировать приговор журналистам.

"Он развивал свое учение. Ведь лектора нельзя привлечь за это", — сказал тогда адвокат Вячеслав Макаров. Кроме того, по его словам, в суде не было доказано, что Грабовой за свою деятельность брал деньги.

 

На 4 000 рублей просто махнешь рукой

- Если бы Григорий Грабовой брал денег поменьше, я думаю, он бы не сел в тюрьму, — уверен адвокат Алексей Жидков. — И здесь дело не в тонкостях закона, а в элементарной психологии людей. Когда ты отдаешь 40 000 рублей за прием и понимаешь, что тебя обманули, ты наверняка попытаешься восстановить справедливость, привлечь виновных к ответу, как-то их наказать. А если заплатишь 4 000 рублей и поймешь, что тебя провели, скорее всего, махнешь рукой и скажешь: "Ну и ладно! Зато какой интересный спиритический или магический сеанс был — такое на всю жизнь запоминается!"

По словам юриста, доказать факт обмана крайне сложно, потому как зачастую экстрасенсы не выдают своим клиентам никаких бумаг, подтверждающих их слова и действия, не заключают договоров, а охранники, встречающие посетителей на пороге салонов оккультных наук, тщательно проверяют пришедших и контролируют, чтобы те не записывали сеансы на мобильные телефоны, аудио- и видеоустройства. Максимум, что грозит большинству целителей — штраф в размере от 15 до 20 МРОТ, который, согласно административному кодексу, полагается взыскать в случае доказательства незаконного целительства. Учитывая, что часовой прием, скажем, финалиста "Битвы экстрасенсов" Турсуной Закировой или Натальи Воротниковой стоит около 50 000 рублей, легко представить, насколько "ощутимы" для экстрасенсов такие расходы.

И вот явный тому пример. Экстрасенс Николай Шилкин, проживающий в Калининграде, стал настоящим завсегдатаем в местных судах, поскольку за 7 лет своей практики 14 раз нарушал КоАП. Каждый раз он извинялся в суде перед обманутыми гражданами, исправно оплачивал наложенные штрафы и вновь приступал к любимому делу. Не имея медицинского или какого бы то ни было профильного образования, Шилкин утверждает, что лечит любые болезни янтарем и предлагает покупать у него заговоренные браслеты из этого самого янтаря. Клиентов разыскивает в основном среди приехавших отдохнуть на Балтийское море туристов, но не гнушается и сеансами с местными жителями. Напав на золотую жилу людской доверчивости и невежества, Николай предлагает "лечить" даже рак. Сейчас он продолжает свою практику.

В 2006 году в суде Центрального района Челябинска состоялись слушания по делу против Анатолия Кашпировского. Его обвиняли не только в том, что его методы гипноза могут негативно воздействовать на психику, но и в том, что он торговал различными якобы магическими товарами во время своего массового выступления. Решающим доводом стала видеозапись, представленная одним из свидетелей и результат экспертизы, показавшей, что под видом "заряженной" Кашпировским солью в фойе челябинского Центра делового сотрудничества продавали самую обычную соль. Суд принял решение на основании статьи 6.2. КоАП ("Незаконное занятие народной медициной") оштрафовать экстрасенса на 1 700 рублей.

К каждому приставить мага-полицейского

Финалистка "Битвы экстрасенсов", ясновидящая и целительница Лилия Хегай в беседе с корреспондентом "Право.ру" сказала, что она категорически против любого закона, регламентирующего деятельность целителей и экстрасенсов.

-  Давайте тогда уж узаконим не только магов, но и народные песни, частушки и сказания, чтобы дозировано выдавать их публике, — говорит Лилия. — Ну а заодно запретим без лицензии рвать травы в огороде, лопух например, ведь у тебя же нет лицензии на использование лопуха для остановки собственной крови, верно? Магия — это основа жизни, это все вокруг вас, это управление вашей жизнью — это наши собственные мысли и чувства, как вы узаконите все это? Пытаясь узаконить магию — вы пытаетесь узаконить все, и даже воздух, которым мы дышим.

Если говорить о действующих законах — да, к защите прав потребителя привязать в принципе можно деятельность людей, которые так или иначе лечат других людей, но как привязать предсказания? Это невозможно в принципе, ведь будущее меняют миллиард людей каждую секунду своими мыслями, и за всеми уследить будет просто нереально — как вы узнаете, изменила ли я сейчас ваше будущее или нет? Чтобы за этим следить, нужно будет к каждому человеку приставить мага-полицейского.

Если закон, раскладывающий по полочкам деятельность экстрасенсов, будет принят, логично будет создана комиссия для лицензирования и проверки способностей. Но весь ужас в том, что комиссия эта ровным счетом ничего не сможет определить. Влиять можно на любого человека. Сегодня комиссия все видит, а завтра злые конкуренты своим магическим воздействием сделают так, что все специалисты в упор не разглядят способностей у претендента. Как тут контролировать? Придет так называемый "закрытый" экстрасенс на комиссию и провалит экзамен.

Мне, как экстрасенсу, кажется, что в России закон по магам не будет принят никогда, ибо времена инквизиции давно прошли. А сама я никогда в жизни не обращалась в суд ни по какому вопросу, и никогда не пойду — всегда можно другими средствами воздействовать на людей, чтобы добиться правды. Законы в России несовершенны и действуют лишь для тех, кто у власти, либо кто больше заплатит — такова реальность судов, даже олимпиада в Сочи идет с нарушением экологических международных норм, однако, расследование тут же прекратили, когда узнали, что здесь замешаны чиновники, а людей — все так же продолжают выселять из домов, ничего равноценного не давая взамен. И где здесь закон? А говорить по телевизору можно что угодно, масс-медиа — сильный наркотик для сознания общества.

В 2002 году в городе Владимире рабочий тракторного завода Сергей Ефремов подал в суд на местного ясновидящего, целителя, мага и чародея Владимира Миронова. Истец заплатил ответчику 17 тысяч 680 трудовых рублей, чтобы тот вылечил его от заикания. Чародей 10 сеансов добросовестно махал вокруг пациента руками, но чуда не произошло, тогда Миронов сказал, что у Ефремова подпорчены чакры, а потому вылечить заикание будет непросто — и предложил заплатить за процедуру ремонта чакр ни много ни мало… 300 000 рублей! Таких денег у бедняги не было, и он пошел в суд. Увы, доказать виновность Миронова истцу не удалось, гордо покинув зал суда, маг переехал в Москву, где сейчас продолжает свою практику.

 

Репутация  превыше всего

- В 2004-м году Госдума предлагала собрать консилиум врачей, медиков, который будет выдавать сертификаты целителям, — говорит Алан Чумак, в свое время заговаривавший с телеэкранов все, что угодно. — Нашим властям и в голову не могло прейти, что нельзя с точки зрения официальной медицины оценить деятельность человека, который оказывает помощь, лечит человека, но не путем медицинских манипуляций, а заговором! Вот вам пример: бабка в деревне заговаривает грыжу — грыжа проходит. Как врачи могут оценить ее действия? Она помогла человеку? Помогла. Грыжа прошла? Прошла. Но она не занимается лечебной практикой. Поэтому сама постановка вопроса о том, что судьбу целителя будут решать медики — это абсурд.

А еще казус в том, что даже если появится правовое регулирование деятельности целителей, появятся всякие тестирования, все равно все будет зависеть от коррумпированности отдельных чиновников и мы постоянно будем сталкиваться с обвинениями и подозрениями. Возьмите к примеру телешоу "Битва экстрасенсов". Участники показали результаты, причем некоторые шикарнейшие — я сам присутствовал в жюри, отслеживал, чтобы не было обманов. Но в то же время комитет по лженауке заявил, что это шарлатанство. Многие ученые, исходя из своих научных позиций, отрицают очевидное, потому что не могут это объяснить.

Я не понимаю, почему все в нашей стране стараются отдать под контроль чиновников, ведь так можно дойти до идиотизма. Наши законодатели часто впадают в какое-то детство, в чепуху, ерунду. У нас что — нет серьезных пробелов в законотворчестве, поэтому надо заняться экстрасенсами, всех лицензировать? Абсурд! Закона о целителях не должно быть.

Аналогичного мнения придерживается парапсихолог и целитель Светлана Артищева:

- Я считаю, что официальная наука еще недостаточно изучила различные парапсиологические явления, чтобы их можно было объективно оценивать и контролировать. — Любой закон выгоден в первую очередь только законотворцам, чтобы делать на этом деньги. У практических специалистов, коим я являюсь, есть контракт, который заключается с клиентом и регулирует их взаимодействия. Кроме того, для любого парапсихолога или ясновидящего страшнее не штраф и даже не уголовное преследование, а дурная слава, которая о нем может пойти, если он будет плохо работать или ошибаться, так что репутация превыше всего. А какие законы бы не принимались, поверьте, их смогут обойти.

Как говорится, время покажет, удастся ли всех разношерстных магов-чародеев, гадалок-предсказателей загрести под одну гребенку и призвать к ответу, как, скажем, врачей, наносящих своим лечением вред пациентам. Пока же большинство целителей, даже нанеся вам вред или обманув вас, остаются безнаказанными и, действительно, боятся разве что гневных отзывов о себе в прессе и в Интернете, из-за чего категорически не хотят общаться с журналистами на пикантные темы, касаемые их профессионализма и законности деятельности. Так, узнав о теме готовящейся публикации, с корреспондентом "Право.ру" отказались общаться многие практикующие экстрасенсы, в том числе и звезды различных телешоу, среди которых Роман Фад, Дарья Миронова, Ирик Садыков, Александр Литвин…Но никто из них по своей популярности не сравнится с Карлосом Кастанеда!

Автор: Денис Лобков