ПРАВО.ru
Актуальные темы
22 сентября 2016, 16:57

Владелец ГК «Синтез» стал героем громкого уголовного дела в энергетике

Владелец ГК «Синтез» стал героем громкого уголовного дела в энергетике

Седьмого сентября МВД Тверской области возбудило уголовное дело в отношении бизнесмена и экс-сенатора Леонида Лебедева. Его адвокат называет выдвинутые обвинения нелепыми и считает, что уголовное преследование клиента организовано "на фоне" процесса в ВС Нью-Йорка. Уже больше двух лет Лебедев пытается отсудить у экс-партнеров Виктора Вексельберга и Леонида Блаватника $2 млрд – свою долю прибыли от продажи ТНК-ВР "Роснефти".

Седьмого сентября МВД по Тверской области возбудило уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК (мошенничество в особо крупном размере) в отношении бывшего сенатора от Чувашии и владельца группы "Синтез" Леонида Лебедева, о чем первым сообщил Forbes, со ссылкой на источник из окружения бизнесмена. Позже эту информацию подтвердил Алексей Гребенской, адвокат бюро Адвокат PRO, представляющий интересы Лебедева.

Сообщается, что дело в отношении Лебедева было выделено в отдельное производство из уголовного дела в отношении Андрея Королева, гендиректора "Территориальной генерирующей компании № 2" (ТГК-2) и исполнительного директора группы "Синтез", возбужденного в 2015 году. Он обвиняется в мошенничестве в сфере предпринимательской деятельности (ч. 3 ст. 159.4 УК РФ) и злоупотреблении полномочиями (ст. 201 УК РФ). По версии следствия, ТГК-2 (контролируется группой "Синтез", совладельцем которой является Лебедев) передала ОАО "Тверские коммунальные системы" (ТКС) на правах аренды весь региональный энергокомплекс. ТКС впоследствии обанкротилась: вместо того чтобы расплачиваться с ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" за поставляемый газ, большую часть прибыли она отдавала ТГК-2. Ущерб по делу оценивается более чем в 2,5 млрд рублей (см. "Арбитражный спор на 2,6 млрд руб. между "дочками" ТГК-2 и "Газпрома" вылился в уголовное дело"). В мае этого года Королев, объявленный в международный розыск, был задержан в Румынии, его адвокат отрицает причастность своего клиента к организации мошеннической схемы (см. "В Румынии задержали объявленного в международный розыск гендиректора ТГК-2").

По словам источника "Ведомостей" в тверском УМВД, 6 сентября в правоохранительные органы обратился Игорь Крылов –представитель компании Lonicera Participation Corp, которая владеет 0,0045% или 62 млн обыкновенных акций ТГК-2. В своем заявлении он указал, что в 2009–2015 годах компания не выплачивала акционерам дивиденды. Также там сказано, что в Ярославской области Лебедев и руководство генерирующей компании были привлечены к субсидиарной ответственности за хищение у ТГК-2 $220 млн. Именно в такую сумму Lonicera Participation Corp и оценила нанесенный ей ущерб.

Адвокат Гребенской, комментируя ситуацию для "Право.ru", назвал обвинения в отношении Лебедева "совершенно нелепыми", что видно даже "при поверхностном юридическом анализе". Например, ему неясно, почему дело с нарушением норм законодательства заведено в Твери, а не в Ярославле. Вызывает сомнения и то, что оно возбуждено уже на следующий день после того, как в полицию поступило заявление о якобы совершенном преступлении, без проведения проверки указанных в нем фактов. 

"Что же касается фабулы обвинения, отмечу, что все факты, которые следствие пытается сделать предметом расследования, уже были исследованы в рамках уже состоявшегося гражданского процесса, по результатам которого суды всех инстанций отвергли претензии заявителей", – говорит адвокат. Теперь, по его словам, те же самые претензии "всплыли" в уголовном деле. "Так что о какой-то обоснованности претензий следователей говорить не приходится. Другое дело, что в нашей российской правовой системе заводить уголовные дела на граждан очень легко. Вот это событие – как раз яркий тому пример", – считает он. «Мы подробно изучим постановление о возбуждении дела и обжалуем его в суде в ближайшее время», – пообещал защитник.

"Тайный акционер" требует свою долю прибыли

Гребенской связывает уголовное преследование своего клиента с его "непростыми взаимоотношениями с господином Вексельбергом", а именно, с судебным процессом на $2 млрд, который с 2014 года идет в Верховном суде Нью-Йорка. Лебедев взыскивает с бывших партнеров Виктора Вексельберга (группа компаний "Ренова", состояние $14,2 млрд) и Леонарда Блаватника (владелец инвесткомпании Access Industries) часть доходов от продажи ТНК-BP "Роснефти" в 2013 году.

В 1997 году Вексельберг и Блаватник приватизировали 40% "Тюменской нефтяной компании" (ТНК), а Лебедева якобы уговорили не конкурировать с ними на аукционе и вложить в ТНК $25 млн в обмен на будущие прибыли. Спустя четыре года партнеры заключили письменное соглашение, которым подтверждалось право Лебедева на 15% от акций совместного предприятия и неподлежащую снижению долю в 15% от его доходов (названные процентные доли уменьшились впоследствии до 3,75% в результате преобразования в 2003 году компании ТНК в ТНК-BP). В числе прочего бизнесмен получил 15% в Oil and Gas Industrial Partners Ltd (OGIP), офшоре с Британских Вирджинских островов, через который партнеры якобы и владели ТНК.

В 2003 году, когда готовилась сделка по созданию совместного предприятия ТНК-ВР Блаватник и Вексельберг не сообщили британским партнерам о наличии третьего акционера. Самому Лебедеву они объяснили, что тогда в СМИ проходил ряд негативных публикаций об одном из его партнеров, что якобы могло сорвать сделку. Так он и стал "тайным акционером". В качестве гарантии выплаты будущих дивидендов в течение трех лет лебедевская компания Coral получила несколько простых векселей на сумму $600 000 и выплату в $13 млн, проведенную через Access Industries. Блаватник и Вексельберг считают, что именно столько стоила доля Лебедева в совместном предприятии, сам же он полагает, что на тот момент рыночная стоимость акций составляла $1,4–1,6 мрд.

В 2013 году ТНК-BP была продана «Роснефти» за $55 млрд и иное возмещение. Доля Лебедева в выручке от продажи, основанная на его косвенной доле в размере 3,75% акций ТНК-BP, составила более $2 млрд, но денег он так и не получил, и 4 февраля 2014 года обратился в ВС Нью-Йорка (см. "Против Блаватника и Вексельберга: тайный акционер ТНК хочет получить $2 млрд в Высшем суде Нью-Йорка"). Блаватник и Вексельберг в мае того же года подали встречный иск в Высокий суд Лондона, но проиграли процесс и в первой инстанции, и в апелляции. Во время рассмотрения этого дела Лебедев, по его словам, узнал от оппонентов новое об офшоре OGIP, который, по их давним уверениям, контролировал ТНК. В суде они признались, что акциями предприятия на самом деле владела другая фирма – OGIP Ventures. А та, что фигурировала в соглашении с Лебедевым, была создана как ее 100-процентная "дочка" в мае 2001 года и ликвидирована вскоре после подписания соглашения в 2003 году.

С 13 января текущего года нью-йоркский процесс вступил в стадию раскрытия документов ("disclosure"), судебным приказом утвержден график «стадии раскрытия»: предоставления документов, дачи свидетельских показаний и других доказательств от лиц, не являющихся сторонами процесса. В ходе стадии раскрытия периодически проходят так называемые «конференции сторон» ("status conferences") – судебные заседания, являющиеся важными точками для продвижения процесса. Одно из них, как стало известно "Право.ru", состоялось вчера, 21 сентября. Стадия раскрытия документов завершится 31 октября 2016 года, после чего дело вступит в стадию экспертного раскрытия. До 15 ноября будет определен список экспертных свидетельских показаний, а до 3 февраля будущего года – список встречных экспертных показаний. Опросы экспертов суд завершит, соответственно, до 20 января и 3 марта 2017 года (именно в этот день завершится экспертное раскрытие).

Как "тверское дело" связано с Нью-Йорком

Гребенской уверен: связь между судебным процессом в Нью-Йорке и уголовным делом в Твери самая прямая. "На протяжении уже почти трех лет прослеживается странная корреляция между основными вехами этого судебного процесса и активизацией внесудебного давления на моего клиента, – говорит адвокат. – Как только приближается одно из решающих заседаний суда, в его адрес начинают поступать весьма недвусмысленные сигналы, смысл которых очень простой – побудить господина Лебедева отказаться от защиты своих законных требований".

Заканчивается стадия раскрытия документов по делу Лебедева, и если он будет объявлен в розыск, то физически не сможет принять участие в процессе. Такая вероятность существует, поскольку по информации РБК Лебедев уже полгода находится за пределами РФ, и этот факт никак не связан с возбуждением уголовного дела в отношении него, подчеркнул Гребенской.

Адвокат считает, что компания, признанная потерпевшим по уголовному делу, имеет отношение к группе «Ренова», подконтрольной Виктору Вексельбергу. По информации СПАРК, в собственности Lonicera Participation Corp. находилось ООО «ТД «Русский сланец», которым до ликвидации управляла УК «Энергоинновации», причисляемая СМИ к структурам "Реновы".

"Возбуждение уголовного дела, на мой взгляд, является очередным недвусмысленным сигналом и говорит о том, что оппоненты господина Лебедева готовы пойти на самые крайние меры. А еще эта, без преувеличения, вендетта, имеет и другой прагматический аспект: у г-на Лебедева есть доля в компании, которая реализует российско-китайские проекты, единственные, насколько я знаю, в энергетике, и доходность в них гарантирована государством", – рассказал Гребенской.