Месяц назад официально стартовала реформа российских третейских судов, которая на этой неделе, считают в Минюсте, перешла на новый этап. Впервые прошло заседание экспертного Совета: он будет выдавать рекомендации (или отказывать в этом) арбитражным учреждениям. Редакция Право.ru напоминает об основных новеллах, а также обсуждает реформу с главой аппарата первой третейской институцией в России, созданной по новым правилам.
1 сентября вступили в силу масштабные поправки в законодательство о третейских судах, которые фактически ознаменовали кардинальное реформирование третейского судопроизводства в России. Работа над новым законом велась долго. А главная цель преобразований – повысить авторитет российских арбитражей: сделать их качественными и избавиться от многочисленных номинальных, недобросовестных институций и так называемых карманных судов (третейских судов при крупных коммерческих структурах).
Основная новелла – это разрешительный порядок создания третейских судов. Раньше их можно было образовывать практически при любом юридическом лице. Теперь третейские суды смогут функционировать только при некоммерческой организации (НКО), обладающей правом на осуществление функций "постоянно действующего арбитражного учреждения".
Это право будет предоставлять Правительство РФ – на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства при Министерстве юстиции РФ. При отсутствии разрешения принятые третейским судом решения будут считаться решениями суда “ad hoc” – образованного сторонами для конкретного спора. Окончательность такого решения предусмотреть нельзя.
Такая сложная процедура регистрации третейских судов поможет избавиться от многочисленных номинальных третейских судов, выносящих сомнительные решения. Многие из них зачастую еще и мимикрировали под государственные, используя названия и атрбитутику государственной судебной власти. Поправки эту практику пресекают на корню. В названиях арбитражных учреждений теперь прямо запрещено использовать словосочетание "арбитражный суд", если полное наименование сходно до степени смешения с госсудами. Благодаря разрешительному порядку полностью исчезнут с рынка и карманные суды при коммерческих структурах. Эта проблема еще до старта реформы вызывала много вопросов, дискуссий, мнений и судебных решений. Высший арбитражный суд РФ боролся с карманными арбитражами решительным образом, а Конституционный суд РФ апеллировал к необходимости проверки беспристрастности самих арбитров.
Качество, а не количество
Первое заседание Совета по совершенствованию третейского разбирательства, уполномоченного выдавать рекомендации учреждениям, состоялось на этой неделе. Начало его работы означает переход реформы третейского разбирательства на новую, очень важную стадию, говорил во вступительном слове министр юстиции РФ Александр Коновалов. Миссия Совета – создать условия для формирования независимого арбитража: в первую (но не единственную) очередь – оценивать репутацию от подавших заявки постоянно действующих арбитражей, а также – анализировать применение нового закона и совершенствовать его. Нужно "выжигать буквально дотла" попытки создать карманные арбитражи и непрофессионализм арбитров, напутствовал Коновалов. “Задача всей реформы – восстановить доверие к третейскому разбирательству. Качество арбитражных учреждений важнее их количества", – напомнил министр.
Правда, рекомендациями Совет еще не занимался. Обсуждали вопросы специализаций, которые обязательно должна иметь одна треть арбитров постоянно действующего арбитража, а также регламентов будущих третейских судов. В перечень научных специальностей должно войти гражданское право (включая международное частное), корпоративное, энергетическое право, арбитражный и гражданский процесс. От идеи отнести туда уголовную отрасль отказались. Непосредственно рекомендации, как заявил председатель Совета, заместитель министра юстиции и один из основных разработчиков новелл Михаил Гальперин, планируются на следующий раз:
С ужасом думаем, сколько будет заявлений.
Заявки на аккредитацию в Совет можно будет подавать с 1 ноября. И кто точно будет в списке заявителей – "Арбитражный центр" при АНО "Институт современного арбитража". Это первое арбитражное учреждение в России, созданное с учетом требований нового законодательства, выполнение которых будет необходимо для получения права на осуществление деятельности. Его административный аппарат возглавляет Андрей Горленко. Он же генеральный директор АНО.
Минюст заблаговременно принял большинство НПА во исполнение новых законов, рассказывает Горленко, поэтому с технической точки зрения серьезных вопросов при подготовке заявки не возникает. В то же время сами требования нового законодательства являются крайне непростыми и требуют серьезной подготовки для обращения за получением права на осуществление деятельности постоянно действующего арбитражного учреждения, говорит Горленко.
Новое законодательство четко регулирует вопросы арбитрабильности споров. Главное – теперь третейские суды смогут рассматривать некоторые виды корпоративных споров (за исключением третейских судов "ad hoc"). При соблюдении, конечно, определенных условий, обращает внимание Горленко: например, в части наличия у арбитражного учреждения специальных правил арбитража корпоративных споров и заключения арбитражных соглашений в отношении таких споров после 1 февраля 2017 года. Сейчас "Арбитражный центр" как раз ведет разработку этих специальных правил.
Усиление взаимодействия третейских и государственных судов – еще одна четкая линия, которая прослеживается в новеллах. Стороны третейского разбирательства могут обращаться в госсуды за содействием в получении доказательств (исключением, опять же, являются третейские суды "ad hoc"). Можно также попросить решить вопросы о назначении, отводе и прекращении полномочий арбитра. Определение госсуда в таком случае окончательное – обжаловать его нельзя. Но участники разбирательства могут посредством соглашения отказаться от этой опции. Госсуды продолжат содействовать и контролировать работу третейских судов при разрешении вопросов отмены решений и приведении их в исполнение. В этом отношении законодатель несколько изменил процедуру контроля, но не внес существенных дополнений. Вполне возможно, что вопросы применения этих норм еще не раз будут подниматься в судебной практике и обсуждаться в юрсообществе - доверие к третейским судам во многом зависит от того, насколько они профессионально разрешают дело: следуют процедуре и принимают решения с учетом существующего публичного порядка.
Кризис как преимущество
Такая полноценная реформа, безусловно, уже привлекла внимание к арбитражу со стороны не только юридического сообщества, но и бизнеса, утверждает Горленко. Третейское разбирательство – это возможность рассмотреть спор с участием известных практикующих юристов, ученых, а также специалистов других профессий. Стороны вправе самостоятельно установить дополнительные требования к арбитрам, а также к процедуре арбитража и, например, участвовать в согласовании графика разбирательства и предоставления доказательств.
"У нас продолжает расти число юристов, которые умеют качественно применять законы сами, – рассказывает Горленко. – В условиях девальвации рубля у российских арбитражных центров появились серьезные конкурентные преимущества как с точки зрения размера арбитражных сборов, так и с точки зрения оплаты сторонами услуг юристов, сопровождающих арбитраж в России, а не за рубежом".
После выхода на достаточный уровень количества споров, администрируемых Арбитражным центром, АНО сможет самостоятельно обеспечивать его деятельность без финансовой поддержки учредителей, считает Горленко. А часть средств направлять на развитие арбитража в России.