Как оспорить результат ЕГЭ, которое закончилось удалением с экзамена или аннулированием оценки? Такова главная тема обзора судебной практики, который недавно опубликовал Верховный суд. Можно ли наказать ученика, у которого нашли шпаргалку, но не поймали за списыванием? А что делать школьнику, рядом с которым оказался чужой телефон, и его выгнали с экзамена? Можно ли признать акт экзаменационной комиссии ничтожным, если его подписали не все члены комиссии? Ответы на эти вопросы дает Верховный суд. А о том, как оспорить полученные баллы, ясно из Порядка проведения государственной итоговой аттестации (утвержден приказом Минобрнауки от 26 декабря 2013 года № 1400).
1. Что можно иметь при себе в ходе ЕГЭ?
Кроме собственно экзаменационных материалов – это паспорт, ручка, черновики, при необходимости – лекарства, питание и спецсредства по состоянию здоровья. Кроме того, особые правила действуют для отдельных дисциплин. Например, в 2016 году на математике разрешалось использовать линейку, на физике – линейку и непрограммируемый калькулятор.
2. А что нельзя приносить на экзамен и чем грозит нарушение?
Запрещается приносить “средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации”.
Нарушителей могут выгнать с экзамена, а результат аннулировать.
3. Как можно оспорить полученные баллы?
Написать заявление в конфликтную комиссию в течение двух рабочих дней после дня, когда был официально объявлен результат. На рассмотрение апелляции дается четыре рабочих дня. На заседание могут явиться сам ученик и/или его родители, если захотят. Также на нем могут присутствовать члены государственной экзаменационной комиссии (по решению ее председателя), общественные наблюдатели (по желанию), чиновники в области образования.
В комиссию не входят те, кто ранее проверял спорную работу. До заседания комиссия определяет, верно ли выставлены баллы, для чего привлекает экспертов по конкретному предмету. По результатам рассмотрения оценка может остаться неизменной, увеличиться или даже уменьшиться.
4. Если родители оспаривают в суде акт об удалении ребенка с ЕГЭ и/или аннулировании его результатов, кто и что должен обосновать? Должны ли родители доказать, что он не нарушал порядка? Или, наоборот, ответчик должен доказывать, что нарушение было?
Если ученика поймали с мобильным телефоном, шпаргалкой или тому подобным, доказывать этот факт должны ответчики. Иными словами, действует презумпция невиновности.
В то же время, если ученика оговорили несправедливо, истец должен доказать, что нарушения не было (например, что предметы при нем не относятся к числу запрещенных).
5. По общему правилу, решение суда вступает в силу в течение месяца. Можно ли в таких условиях успешно оспорить акт об удалении и успеть сдать ЕГЭ в этом же году?
Можно заявить требование, чтобы решение вступило в силу немедленно, и не ждать одного месяца (ст. 188 КАС). Если суд удовлетворит иск родителей ребенка, тот сможет сдать экзамен в текущем учебном году в дополнительное время.
6. А если ученик не включал телефон или взял с собой шпаргалку, но не пользовался ею – это тоже нарушение или нет?
Некоторые суды на местах в таких случаях шли навстречу ученикам, но Верховный суд с ними не согласен. Это нарушение, разъясняет он. Самого факта, что у школьника обнаружили запрещенный предмет, вполне достаточно.
Это ВС иллюстрирует на примере дела с одним учеником, у которого в ходе ЕГЭ из пиджака выпала шпаргалка. Его выгнали с экзамена. Родители юноши обжаловали действия комиссии. Они обратили внимание, что его не ловили непосредственно за списыванием. Но этот аргумент не сработал: суд встал на сторону ГЭК.
Другой случай напоминает о сценке на экзамене в известном советском фильме «Операция Ы». Нерадивую ученицу удалили с ЕГЭ за наручные часы с функцией приема и передачи информации. Ее родители на суде настаивали, что в приборе шумел будильник, а функции связи в нем нет. Но посмотрев видеозапись, судья услышал из часов звук автоответчика: «Услуга не подключена. Чтобы подключить услугу «голосовая почта», позвоните по телефону». Отменить решение комиссии об удалении, конечно, не удалось.
7. А есть ли надежда отстоять правоту, если произошло недопонимание? Например, ученик оказался рядом с чужой шпаргалкой или мобильным телефоном, и его обвинили несправедливо?
Да, такие случаи бывали. Суды могут признать удаление с экзамена незаконным, если комиссия не доказала нарушения. Так случилось с одним из учащихся, который отпросился в туалет и увидел там на полу мобильный телефон. Через мгновение туда же зашел член комиссии и потребовал, чтобы школьник поднял гаджет. Тот отказался и сообщил, что это не его телефон. Но экзаменатор решил, что ученик ему врет, и его выгнали с экзамена.
Суд “реабилитировал” молодого человека и вернул ему возможность сдать ЕГЭ. В его пользу сыграло то, что телефон был не при нем, а лежал на полу. Комиссия не предоставила других доказательств, что это устройство принадлежало школьнику или он им действительно пользовался.
Исходя из этого учащимся можно дать совет: увидели чужую шпаргалку или телефон – не трогайте и сразу заявляйте, что это не ваше.
8. А какие еще недоразумения могут грозить неприятностями?
Еще одно дело показывает, что на всякий случай не стоит брать на ЕГЭ исписанные черновики с предыдущих экзаменов, даже если они проштампованы. Одна ученица взяла свой наполовину использованный черновик с прошлого предмета на ЕГЭ по химии. Она боялась, что ей не хватит одного листа, который выдают для заметок. В результате ее черновик приняли за шпаргалку, а саму девушку попросили покинуть экзамен.
Ее родители обратились в суд, который не нашел за школьницей вины. Лист действительно был проштампован и исписан заметками по другому экзамену. В итоге судья разрешил девушке сдать химию в резервный день.
Верховный суд решил, что дело рассмотрено верно, но отметил, что порядок проведения экзамена все-таки не позволяет носить с собой использованные черновики. Если одного листа не хватило, второй можно попросить у комиссии.
9. Учеников-нарушителей удаляют с экзамена, о чем составляется акт. Действителен ли такой документ, если его подписали не все члены государственной экзаменационной комиссии?
Некоторые истцы считают такой документ недействительным. Но они ошибаются. Абз. 3 п. 40 порядка проведения ГИА не требует, чтобы на экзамене были все члены комиссии (нужен «минимум один» или больше). Поэтому достаточно, чтобы подписались те из них, кто присутствует.
С Обзором судебной практики по административным делам об оспаривании решений государственных экзаменационных комиссий (ГЭК) при проведении ЕГЭ в 2016 году можно ознакомиться здесь.