Проникновение религиозных институтов в школы, армию, деятельность судебных приставов, работу Госдумы и художественных галерей может скорректировать статью Конституции РФ, согласно которой религия отделена от государства.
На этой неделе президент Дмитрий Медведев поддержал идею преподавания в школах основ религии, культуры, светской этики и введение в Вооруженных силах института воинских и флотских священнослужителей. А новый директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева объявила о том, что перед некоторыми выставками будет встречаться с представителями церкви.
Чуть ранее депутаты Госдумы от партии «Единая Россия» решили, что должны консультироваться с Московской патриархией прежде, чем принимать законы.
Система образования
На совещании с лидерами крупнейших конфессий Российской Федерации Дмитрий Медведев сообщил, что «принял решение поддержать идею преподавания в школах России основ религиозной культуры и светской этики». Президент обратил внимание, что изучение нового предмета в школе должно проходить на добровольной основе.
«Это могут быть основы православной культуры либо основы культуры мусульманской, иудаизма, буддизма. Ученики и их родители должны сами принимать решение о выборе. Любое принуждение, давление в этих вопросах будет абсолютно неприемлемым и контрпродуктивным», — отметил Медведев.
Напомним, дискуссии о необходимости преподавания в школах основ религий в России идут давно. Русская православная церковь (РПЦ) даже настаивала на обязательном преподавании в школах «Основ православия». В некоторых регионах страны религиозные предметы в школе были введены без санкции государственных властей.
Министр образования Андрей Фурсенко сообщил, что новая образовательная программа «Духовно-нравственная культура» войдет в необязательную часть учебного плана, предположительно, уже с первого сентября этого года. Ей будет посвящено два урока в неделю.
Для учеников, которые «захотят изучать все многообразие российской религиозной жизни», может быть разработан общий курс по истории крупнейших традиционных конфессий нашей страны". А те, «кто не имеет определенных религиозных убеждений», получат «право изучать основы светской этики».
Введение в школах религиозных дисциплин президент пока расценил как эксперимент, в котором будут участвовать 18 регионов. «Но эта цифра может обсуждаться»,- пояснил он и добавил, что на всю страну эксперимент может быть распространен, например, в 2012 году. Все нормативные акты, которые предстоит принять в рамках этого эксперимента, должны будут пройти тщательную общественную экспертизу.
В Министерстве образования и науки предложили три модуля для новой школьной дисциплины: основы одной религии на выбор, в целом история и культура основных мировых религий или же основа этики. Последний сделан для тех, у кого еще не сформировалось определенных конфессиональных предпочтений. Решение, что изучать, для школьников младше 14 лет будут принимать их родители, старшеклассники определятся самостоятельно. Предполагается, что даже в том случае, если основы иудаизма или буддизма выберет всего один ученик из класса, ему предоставят преподавателя, который будет заниматься с ним персонально.
Преподавать эти предметы будут только светские педагоги. В связи с этим внедрение «душеведения» в школах весьма тяжелым бременем ляжет на государственный бюджет. Для реализации программы необходимо переподготовить 44 тысячи учителей, на что потребуются сотни миллионов рублей.
Эксперимент должен охватить 256 тысяч детей из 12 тысячи школ — пятая часть всех школ в России. Его основной целью, по словам Медведева должно стать «воспитание честных, порядочных, терпимых людей, которые с интересом относятся к внешнему миру, с уважением относятся к взглядам и убеждениям своих сограждан».
Эксперты опасаются, что место светских преподавателей со временем займут священники. Попытки проникновения «предпринимаются с 90-х годов и всегда по инициативе власти», заметил член политкомитета партии «Яблоко» Сергей Иваненко, связывая это с желанием власти «получить дополнительный контроль над гражданами через институт церкви».
Вооруженные силы
Эксперимент по внедрению «высших основ морали и нравственности» пройдет также в вооруженных силах. Говоря о введении института воинских и флотских священнослужителей, Медведев предложил «руководствоваться реальными соображениями, реальными сведениями об этноконфессиональном составе частей и соединений». Если, например, более 10 процентов личного состава бригады или дивизии составляют представители одной конфессии, то священнослужитель данной конфессии может быть включен в штат соответствующего соединения. «Полагаю также, что воинские и флотские священнослужители должны оставаться гражданскими лицами», — подчеркнул президент.
Как пояснил министр обороны Анатолий Сердюков, институт воинских священников будет вводиться в три этапа. Первыми духовных наставников получат части, расположенные за границей. До конца года по одному священнослужителю появится в соединениях, находящихся в Северо-Кавказском военном округе и за пределами страны: на 102-й военной российской базе в Армении, 201-й в Таджикистане, а также в войсках, находящихся на территории Южной Осетии, Абхазии, Украины и Киргизии. Второй этап — создание соответствующих должностей по всей территории России, а третий — создание отделов в округах и на флотах и в центральном аппарате управления, куда бы вошли все представители традиционных конфессий, которые существуют на территории России.
Министр также пояснил, что «средняя зарплата воинских священников не может быть ниже, чем зарплата заместителя командира бригады по воспитательной работе». При этом воинские и флотские священники будут оставаться гражданскими лицами. Всего в армии появится порядка 200-250 священнослужителей.
Законодательная деятельность
Депутаты Госдумы от партии «Единая Россия» решили, что должны консультироваться с Московской патриархией прежде, чем принимать законы. Для этого патриархия будет иметь в распоряжении весь план законопроектной работы Госдумы. А консультации будут вестись по проектам, «вызывающим хотя бы малейшее сомнение» служителей культа.
Так, патриархия уже выразила сомнения в связи с Европейской социальной хартией, которую Госдума ратифицировала 20 мая. Как сообщил «Коммерсанту» глава думского комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев, патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил озабоченность, что ратифицированная хартия чревата введением в России сексуального просвещения в школах, а также ювенальной юстиции.
«На самом деле таких обязательств на нас социальная хартия не налагает»,- считает Исаев, о чем, по его словам, и было рассказано священнослужителям. Речь идет лишь о необходимости государства создавать условия для того, чтобы граждане могли получать информацию для сбережения своего здоровья. «Озабоченность, которая была высказана Церковью в связи с отдельными положениями хартии, нами со вниманием рассмотрена, и мы постарались сделать так, чтобы гарантировать от возможных нежелательных последствий», — сказал Исаев.
Поправки в регламент Госдумы, обязывающие ее отправлять законопроекты в Церковь «на благословение», принимать не придется. Священнослужители и сейчас активно участвуют в жизни палаты — посещают «круглые столы» и парламентские слушания и имеют большие возможности доносить позицию Церкви до законодателей. Кроме того, они уже много лет активно работают в составе экспертных советов при комитетах Госдумы. По словам Исаева, режим постоянных консультаций «позволяет обеим сторонам дисциплинироваться и не пропускать ничего заслуживающего внимания».
Со своей стороны отметим, что столь плотного взаимодействия у депутатов нет даже с Общественной палатой, имеющей законное право на экспертизу любого законопроекта.
По мнению политолога Дмитрия Орешкина, соглашение о сотрудничестве с Церковью преследует цель пиара. «Скорее всего единороссы пытаются посредством такого общения с патриархатом придать своим законодательным инициативам внешний эффект с точки зрения морали. Это, безусловно, пиаровский ход», — заявил политолог «Интерфаксу».
Современное искусство
Новый директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева, вступившая в должность 19 июля, рассчитывает на конструктивный диалог с РПЦ в области современного искусства.
«Хотелось бы позитивного диалога, серьезного разговора, а не тех скандалов, которые возникают в связи с темой религии и искусства», — заявила Лебедева.
В частности, к участию в проектах современных российских художников, посвященных христианской теме, планируется привлекать представителей церкви.
«На базе таких спецпроектов можно устраивать круглые столы с представителями церкви, художниками и критиками», — сказала Лебедева.
Вполне вероятно, на это решение Лебедеву вдохновило большой интерес религиозных деятелей к современному искусству, которое они проявляют в последнее время.
Напомним, в январе 2003 года в Музее Сахарова членами Союза православных граждан была разгромлена выставка «Осторожно, религия!». Православные погромщики остались безнаказанными, а кураторов, якобы спровоцировавших верующих хулиганов, осудили за «разжигание религиозной розни» по статье 282 УК РФ и приговорили к штрафу в сто тысяч рублей. После этого православные активисты стали принимать участие в выставках актуального искусства на постоянной основе: в 2004 году произошел погром на выставке Олега Янушевского в петербургской галерее «С.П.А.С.», в 2005 году в Третьяковской галерее на выставке «Сообщники» была уничтожена работа «Синих носов», в 2006-м в галерее Марата Гельмана разгромили выставку Александра Джикии, а сам галерист был избит.
В результате, художественное сообщество стало руководствоваться соображениями жесткой самоцензуры: так, одно лишь заявление верующих, что показывающийся на выставке «Русский поп-арт» в Третьяковской галерее коллаж Александра Косолапова «Икона-икра» оскорбляет их религиозные чувства, побудило администрацию музея спешно убрать работу из экспозиции. А попытка поднять тему цензуры на выставке «Запретное искусство-2006» в Сахаровском центре привела к тому, что ее организаторов — директора центра Юрия Самодурова и бывшего руководителя отдела новейших течений Третьяковки Андрея Ерофеева обвинили в «возбуждении религиозной вражды» по все той же 282-й статье.
Интересно, такого рода сотрудничество ждет Лебедева?