ПРАВО.ru
Актуальные темы
19 января 2018, 11:54

Надежда на CAS: как российским спортсменам попасть на олимпиаду

Надежда на CAS: как российским спортсменам попасть на олимпиаду

На следующей неделе российские спортсмены будут доказывать в Спортивном арбитраже в Лозанне (CAS), что их незаслуженно наказали за употребление допинга во время сочинской олимпиады. Эксперты попробовали предсказать, как будут защищаться спортсмены. Через несколько дней мы узнаем, будут юристы спортсменов использовать в суде аргументы, предложенные экспертами "Право.ru", или в Лозанне прозвучат другие доказательства правоты нашей стороны.  

В начале декабря 2017 года МОК пожизненно отстранил от участия в олимпийских играх 43 российских спортсмена и лишил их медалей, выигранных на ОИ-2014 в Сочи. Такое решение спортивные функционеры приняли на основе расследования собственной комиссии под руководством Дениса Освальда, которое длилось больше года. Эксперты пришли к выводу, что атлеты из РФ замешаны в антидопинговых махинациях на зимней олимпиаде четырехлетней давности.

Декабрь 2014 года:

1) На немецком телеканале ARD вышел фильм о допинге в российском спорте. Главные герои картины – спортсменки Юлия Степанова и Лилия Шобухова – рассказали о подмене допинг-проб в российской легкой атлетике и даче взяток сотрудникам Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА).
2) Всемирное антидопинговое агентство (WADA) создало независимую комиссию под руководством Дика Паунда, чтобы проверить утверждения легкоатлеток.

Ноябрь 2015 года:

1) Независимая комиссия WADA опубликовала первые результаты расследования, обвинив главу российского антидопингового центра Григория Родченкова в умышленном уничтожении более 1,4 тыс. допинг-проб российских спортсменов. В отчете WADA утверждалось, что Российское антидопинговое агентство (РУСАДА) заранее предупреждало спортсменов о допинг-тестах и скрывало непрохождение таких проверок.
2) После обнародования перечисленных сведений у московской лаборатории РУСАДА приостановили аккредитацию.

Май 2016 года:

В интервью The New York Times Родченков заявил, что в России существует государственная допинговая программа. В той же беседе экс-глава российского антидопингового центра признался, что лично подменил около 100 проб мочи во время Олимпийских игр 2014 года.

Июль 2016 года:

1) Приглашенный эксперт WADA, канадский профессор права Ричард Макларен опубликовал отчет о незаконном применении медпрепаратов российскими спортсменами на ОИ-2014. В этом документе описывается созданная в РФ система поддержки допинга на госуровне. Доклад Макларена привел к отстранению российских тяжелоатлетов от участия в летней Олимпиаде-2016, а Международный паралимпийский комитет запретил выступать на спортивных соревнованиях и нашим паралимпийцам.
2) Олимпийский комитет создает две собственные комиссии для проверки фактов, которые вошли в доклад Макларена. Первая группа под руководством Дениса Освальда расследовала информацию о подмене допинг-проб российских спортсменов на сочинской олимпиаде. А вторая команда специалистов во главе с Самуэлем Шмидом проверяла утверждения о том, что в России существует на государственном уровне схема сокрытия допинговых нарушений.

Декабрь 2016 года:

Макларен представил общественности вторую часть доклада, где утверждалось о манипуляции с допинг-пробами более 1000 российских спортсменов. Авторы документа уверяли, что система подмены проб начала создаваться в России еще пять лет назад после неудачи на ОИ-2010 в Ванкувере.

Ноябрь 2017 года:

Комиссия Освальда обнародует результаты расследования, в котором 43 российских спортсмена признаются виновными в употреблении допинга. Их результаты на играх в Сочи аннулированы, а сами атлеты пожизненно отстранены от участия в олимпийских играх в любом качестве. Таким образом, Россия лишилась 13 из 33 наград, выигранных на ОИ-2014.

Декабрь 2017 года:

1) МОК отстраняет всю сборную России от участия в зимних Олимпийских играх-2018 в южнокорейском Пхенчхане. Наказание понесли и российские чиновники – экс-министра спорта Виталия Мутко и его бывшего заместителя Юрия Нагорных пожизненно лишили возможности посещать олимпиады. Олимпийский комитет России исключили из МОК, как и ее президента Александра Жукова.
2) В Пхенчхан разрешили поехать только «чистым» атлетам из РФ, но в нейтральном статусе: без флага, гимна и каких бы то ни было символов своей страны. Кроме того, такие спортсмены должны отсутствовать в перечне подозреваемых у WADA и не иметь допингового прошлого.
3) Комиссия Шмида опровергла существование в России «государственной системы допинга», как это ранее утверждалось в докладе Макларена. 

Как доказывали нарушения

Перед комиссией Освальда стоял главный вопрос: подменялись ли допинг-пробы российских спортсменов на ОИ-2014. О существовании такой мошеннической схемы утверждал бывший глава Российского Антидопингового центра Григорий Родченков. По его словам, для стимулирования спортсменов из РФ он разработал коктейль препаратов, употребление которых улучшало состояние атлетов.

Чтобы прием такого допинга не вскрылся при проверке, «грязные» анализы 43 спортсменов просто менялись на «чистые» путем вскрытия емкостей, в которых собирали пробы мочи. Такая процедура происходила прямо на Олимпиаде в Сочинской антидопинговой лаборатории, уверял Родченков. Производитель сосудов Berlinger для допинг-тестов утверждал, что их флаконы нельзя незаметно открыть и повторно закрыть. Однако привлеченный Освальдом профессор криминологии Университета в Лозанне Кристоф Шампо опытным путем выяснил: баночки для анализов можно вскрывать практически бесследно.

Кроме этого, комиссия пришла к выводу, что бутылки для анализов российских спортсменов действительно открывались – об этом свидетельствуют царапины на внутренней стороне крышек нескольких сосудов. Более того, расследование показало, что часть емкостей спортсмены специально не закрывали до конца – это позволяло вскрыть бутылку без серьезных следов.

Второй эксперт, к которому обратился Освальд, профессор Мишель Бюрнье из лозаннского университетского госпиталя, проверял уже химический состав проб спортсменов, подозреваемых в применении допинга. Бюрнье сравнил анализы 13 российских атлетов с ОИ-2010 и показатели тех же людей с ОИ-2014. Исследование установило, что за четыре года у этих спортсменов аномально повысилось содержание соли в организме. Профессор настаивает, что уровень соли в моче российских атлетов превышает даже теоретические возможности почек выработать такое большое количество вещества.

Именно перечисленные выводы и стали решающими, чтобы МОК принял решение пожизненно отстранить 43 наших спортсмена от участия в олимпийских играх.

Cтандарт доказывания для таких дел

Однако атлеты не согласились с такими выводами и обжаловали их в CAS. Советник КА "Муранов, Черняков и партнеры" и докладчик по спортивным спорам МКАС при ТПП РФ Ольга Бенедская поясняет, что для обсуждаемого случая применяется стандарт доказывания под названием «доказанность при отсутствии обоснованных сомнений». То есть обвинения в таких делах не требуют стопроцентных аргументов, говорит эксперт. По ее словам, в рассматриваемой ситуации достаточно того, чтобы аргументы комиссии Освальда выглядели значительно убедительнее позиции российских спортсменов. Бенедская обращает внимание на то, что CAS неоднократно подтверждал – нарушение антидопинговых правил можно установить не только при наличии запрещенной субстанции в пробе спортсмена, но и на основании косвенных свидетельств.



Что такое «Доказанность при отсутствии обоснованных сомнений»

Американская юридическая энциклопедия трактует этот термин следующим образом: «Сторона должна убедить присяжных (или судью), что достоверность рассматриваемого факта «весьма вероятна» или породить у них «твердую уверенность», что факт истинен. А устранять все «разумные сомнения» этот стандарт не требует».

В комментариях к ст. 3.1 «Бремя и стандарты доказывания» Антидопингового кодекса WADA указано, что такой стандарт доказывания сопоставим со стандартом, который принят в большинстве стран при рассмотрении случаев, связанных с профессиональными нарушениями. 

Право.ru

Ярким примером дисквалификации по косвенным доказательствам являются дела спортсменов, в том числе и призеров Олимпийских игр, которых обвиняли в покупке запрещенных препаратов в лаборатории Сан-Франциско. У обвинения отсутствовали прямые доказательства, которые бы подтверждали, что подозреваемые атлеты употребляли допинг. Но CAS тогда указал, что допинговые нарушения можно доказать различными уликами, отмечает Бенедская. Основными доказательствами в тех процессах стали электронные письма и отчеты, которые содержали закодированную информацию о продаже запрещенных медпрепартов подозреваемым спортсменам.

Как защититься российским спортсменам

В похожую ситуацию, по сути, попали и российские атлеты. Ведь все обвинения против них построены лишь на словах Родченкова, которые подтверждаются "следственными" экспериментами со вскрытием бутылочек допинг-проб, говорит Антон Алексеев, юрист ЮГ «Яковлев и Партнеры». Правда, старший юрист Lidings Антон Новосельцев сомневается, что в CAS посчитают решающим аргументом наличие или отсутствие следов вскрытия емкостей. Он уверен, что на первый план линии защиты выходит то, насколько соответствуют аргументы МОК обсуждаемому стандарту доказывания в этом процессе. Эксперты «Право.ru» выделяют сразу несколько доводов, которые могут помочь российским спортсменам успешно оспорить решение МОК.

 Нашим спортсменам надо убедить суд в том, что они не знали о манипуляциях с собственными допинг-пробами. В таком случае атлетов нельзя считать виноватыми по предъявленным обвинениям, поясняет Алексеев.

 С помощью научных экспертиз стоит доказать CAS, что человеческий организм не мог получить спортивного преимущества от употребления коктейля Родченкова.

 Убедительным будет довод о том, что российские спортсмены не могли одновременно употреблять запрещенные препараты и оставаться "чистыми" по тем допинг-пробам, которые брали у наших спортсменов за границей.

 Привести доказательства, что неавторизованный вынос и внос большого количества проб в Сочинской лаборатории являлся невозможным, ведь в этом помещении круглосуточно присутствовали иностранные наблюдатели.

Если обратиться к судебной практике CAS, то спасительным для наших спортсменов может стать признание за ними "незначительной вины" в рассматриваемом случае. В такой ситуации суду предстоит определить, являются ли действия атлета настолько неразумными, что максимальный срок дисквалификации будет соразмерным его нарушениям (п. 6 решения СAS 2010/А/2107). Кроме того, суд может снизить срок наказания спортсмену, если установит, что тот употреблял запрещенные медпрепараты для терапевтического эффекта, а не для улучшения соревновательных показателей (п. 51 решения CAS 2010/А/2107).

Вместе с тем Спортивный арбитраж в Лозанне уже пошел навстречу российским спортсменам, согласившись рассмотреть их дела в ускоренном порядке. Если CAS удовлетворит жалобы наших атлетов, то они еще успеют заявиться и поехать на зимние Олимпийские  игры-2018. Однако у скорого разрешения таких разбирательств есть и негативный эффект. Подобные процессы в Лозанне обычно идут 6–12 месяцев, указывает партнер юрфирмы SILA International Lawyers Михаил Прокопец: «А тут буквально за месяц юристам атлетов надо было подготовиться к спору».