Что может получиться, когда структуры, обслуживающие крупные стратегические объекты, сосредотачиваются в одних руках, наглядно показали недавние события на Саяно-Шушенской ГЭС. Посетив на прошлой неделе электростанцию, вице-премьер Игорь Сечин заявил: одной из причин аварии может быть то, что в правлении и самой ГЭС, и организаций, обслуживающих ее, фигурируют одни и те же люди. Из-за этого не было должного контроля за работой всех структур, что и привело к серьезной поломке.
Но, к сожалению, и вокруг других электростанций некие структуры стремятся вытеснить другие компании и всевозможными способами прибрать их активы себе, чтобы получать все госзаказы и аккумулировать у себя бюджетные деньги. Именно так было и на Волгодонской АЭС. Как эти действия отразятся на работе стратегически важного объекта, каким является атомная станция, их инициаторов, вероятно, волнует меньше всего.
Прокуратура Ростовской области проверяет события, которые происходили в последнее время на атомной электростанции. В суде сейчас находится иск одной из сторон конфликта. Между тем, уже под угрозой срыва запуск нового энергоблока, запланированный на середину октября 2009 года. Кроме того, налицо ухудшение социальной и экологической ситуации: работников сокращают, подходят к концу сроки хранения спецоборудования и химических препаратов, что позже может негативно сказаться на состоянии окружающей среды…
Когда стало понятно, что назрел скандал
У Волгодонской АЭС есть генеральный подрядчик - ОАО "Нижегородская инжиниринговая компания "Атомэнергопроект" (НИАЭП). Она отвечает за все строительные работы на атомной электростанции, но, как предусмотрено законодательством, вовсе не обязана все делать собственными силами, а может привлекать другие организации, говоря юридическим языком - субподрядчиков. Одним из таких подрядчиков было ОАО "Севкавэнергомонтаж" (СКЭМ). С ним НИАЭП заключила договоры, и волгодонский филиал "Севкавэнергомонтаж" выполнял работы по строительству нового энергоблока. Его пуск запланирован на октябрь 2009 года. Но в определенный момент стало ясно, что скорее всего это событие не произойдет в срок. Причина - НИАЭП вдруг объявила о прекращении выполнения всех обязательств по договорам со СКЭМ.
Что сразу смущает
Разорвать отношения с субподрядчиком НИАЭП неожиданно решила вдруг на завершающем этапе строительства нового энергоблока и после трех лет успешной совместной работы. Объяснение, которое НИАЭП привела в своих письменных уведомлениях о прекращении обязательств, выглядит неубедительным и надуманным - дескать, в последние несколько месяцев волгодонский филиал СКЭМ выполнял работы не в полном объеме. Однако в актах приемки-передачи работ, ежемесячно подписываемых генподрядчиком и субподрядчиком, никаких фактов недовыполнения не зафиксировано.
Факты указывают: директор филиала СКЭМ скорее всего был в сговоре с НИАЭП
На такую мысль наводит то, что произошло до и после разрыва отношений генподрядчика с субподрядчиком. Директор волгодонского филиала СКЭМ объявил работникам, что предприятие на грани банкротства, и он увольняется. Казалось бы, что в этом криминального?! Однако вместе с ним в этот же день дружно уволились еще 550 сотрудников, а на следующий день все они с бывшим директором филиала во главе были приняты на работу в другую компанию. Она оказалась так называемой "дочкой" НИАЭП. Теперь она призвана выполнять все работы на АЭС. А волгодонский филиал СКЭМ остался не у дел. У него нет заказов, нечем платить зарплату сотрудникам, оставшимся на предприятии. Бывший субподрядчик действительно оказался на грани банкротства, но не в силу объективных причин, а из-за заранее спланированных действий НИАЭП и бывшего директора филиала СКЭМ. Сейчас "Севкавэнергомонтаж" вынужден сокращать зарплаты сотрудников, некоторых приходится увольнять.
Как пытается отстоять позиции обескровленное предприятие
Сейчас волгодонский филиал СКЭМ обратился в суд с требованием признать действия НИАЭП по прекращению договора на строительство энергоблока необоснованными и восстановить действие этого договора. Кроме того, как нам рассказал новый директор "Севкавэнергомонтажа" Александр Бацын, поданы жалобы в прокуратуру на действия бывшего директора филиала. Перед своим увольнением он заявлял сотрудникам, что СКЭМ - банкрот, хотя на тот момент это не соответствовало действительности, и было сделано лишь для того, чтобы уговорить работников перейти вместе с ним в другую компанию. Кроме того, вопросы вызывают некоторые платежи филиала. Хотя формально они и подкреплены документацией, грамотно оформленной, взамен перечисленных денег предприятие не получило адекватных работ и услуг. Поэтому есть подозрение, что бывший директор филиала выводил из него деньги на цели, не связанные напрямую с деятельностью предприятия.
Новое руководство также планирует достучаться до руководства отрасли и депутатов Госдумы РФ. Ведь в последнее время активно бороться с рейдерами призывал Президент РФ Дмитрий Медведев. Его поддерживали и все ветви власти. А чем же еще, как не захватом предприятия (может быть внутрикорпоративным) является то, что произошло с волгодонским филиалом СКЭМ?! Ведь "дочка" НИАЭП расположилась там же, где раньше находился филиал ОАО "Севкавэнергомонтаж". Так как территория АЭС является закрытой (электростанция считается режимным предприятием), то новое руководство и сотрудников филиала просто не пускают к бывшему месту работы.
Негативные последствия неизбежны.
Как видим, впереди у бывшего субподрядчика и генерального подрядчика судебные тяжбы, в подразделения АЭС прибудут следователи прокуратуры и комиссии из заинтересованных ведомств с проверками. Практика показывает, что все это может тянуться годам и, как следствие, отразится на работе атомной электростанции. О переносе срока сдачи нового энергоблока уже можно говорить, как о свершившемся факте. Помимо этого, пострадают интересы акционеров, сотрудников электростанции и подразделений, ориентированных на ее обслуживание, а самое главное - тех граждан и организаций, которые должны получать электроэнергию от нового энергоблока.
А председатель совета экологической организации "Зеленая волна" Николай Жилкин заметил однажды журналисту "Новой газеты": "Слишком велик соблазн сдать объект в срок, сэкономив время и деньги. Как бы не забыли в спешке о сроках хранения комплектуемого оборудования". Ведь после просрочки некоторые комплектующие и химические средства, используемые в работе атомных электростанций, могут быть опасны для окружающей среды.
Нельзя еще раз не напомнить и про печальный опыт Саяно-Шушенской ГЭС, где 17 августа этого года случилась авария. Одной из причин, по мнению вице-премьера Игоря Сечина, явился слабый контроль за работой компании, которая отвечала за монтаж, ремонт и техническое обслуживание двигателей и турбин - ЗАО "Гидроэнергоремонт". Как минимум пятеро из двенадцати совладельцев этого ЗАО входили и в правление Саяно-Шушенской ГЭС. И вообще, по заявлению Игоря Сечина (об этом написала газета "Ведомости" 18 сентября 2009 года), электростанция была окружена многочисленными посредниками, учредителями которых было руководство электростанции и их родственники. Именно поэтому контроль за деятельностью "Гидроэнергоремонта" мог быть ослаблен настолько, что эта организация плохо обслуживала двигатели и турбины ГЭС.
Но извлекает ли из этого урок руководство НИАЭП, стремясь получить в свои руки все заказы на обслуживание Волгодонской АЭС и вытесняя давних проверенных подрядчиков? И вообще, волнует ли судьба предприятий тех, кто организует на них рейдерские захваты и противится добросовестной конкуренции?! Им важно получить доступ к госзаказам и гарантированным деньгам государства. Жаль, что пока не создано таких законодательных механизмов, которые бы исключали саму возможность полузаконного отъема предприятий одними лицами у других. Хотя бы таких стратегически важных, как Волгодонская АЭС.
Автор: Леонид Мазурик