К сожалению, чуда не произошло. Мосгорсуд, находящийся в столице, ближе всего к Госдуме, Президенту и Верховному суду РФ, оказался глух ко всему, что говорится и делается в плане применения меры пресечения в виде ареста (особенно к обвиняемым в экономических преступлениях), показал неповоротливость системы судов общей юрисдикции.
Депутат Московской областной думы Василий Дупак, обвиняемый в экономическом преступлении, к тому же — пожилой больной человек, оставлен Мосгорсудом под арестом. Пошел уже седьмой месяц, как депутат находится в СИЗО. Это неприятно удивляет даже в том случае, если предположить, что вменяемое ему экономическое преступление, реально. Но ситуация обратная: многочисленные решения арбитражного суда Московской области говорят о прямо противоположном.
Решение же Мосгорсуда больше похоже на издевку. Рассмотрев жалобу адвоката Василия Торцева, в которой он просит изменить меру пресечения Василию Дупаку, судебная коллегия Мосгорсуда во главе с председательствующей Анастасией Рыжовой меру пресечения не изменила, но сократила срок пребывания депутата под стражей на 1 день. Стало быть, Василий Дупак пробудет под стражей не до 30 июня этого года, а до 29 июня. А в общем счете депутат проведет в СИЗО не 7 с половиной месяцев, а 7 месяцев и 14 дней. Большая разница!
То, что депутат должен сидеть до 30 июня, ранее решил Преображенский районный суд Москвы своим постановлением от 10 марта 2010 года. Он продлил закончившийся 15 марта срок нахождения под арестом на 3 месяца и 15 суток. Жалобу на постановление этого суда и рассматривал Мосгорсуд.
Впрочем, в насмешливом решении Мосгорсуда есть капля позитива: возможно, не желая того, суд признал, что все же есть некие основания не в пользу ареста. Правда, признал это как-то словно боязливо…Но прямых и однозначных оснований для удерживания Дупака под стражей по-прежнему нет, а вот против — много.
Василия Дупака упекли в СИЗО из-за дорогой земли в возглавляемом им племзаводе
Такой вывод сам собой напрашивается, когда становятся известны обстоятельства дела. У Дупака хотят отобрать племзавод и земли, используя для этого следственно-судебную систему: возбуждая уголовные дела, провоцируя иски в арбитражный суд.
Из двух уголовных дел, возбужденных следователем Константином Акименко, одно связано с земельным участками, которые принадлежат ЗАО "Племзавод "Петровское". Василий Дупак является генеральным директором этого завода. Земельные участки — лакомый кусок. Они находятся в Можайском и Люберецком районах Московской области, недалеко от столицы, а значит, их можно выгодно продать. Кроме того, они весьма внушительны — один общей площадью 1910 гектаров, другой — 926 гектаров.
Уголовное дело, связанное с землей, было возбуждено в 2008 году. По нему Василий Дупак обвиняется в том, что еще в 1994 году якобы незаконно передал земельные участки, принадлежащие работникам племзавода, в уставный фонд этого завода. Дескать, генеральный директор должен был раздать участки работникам.
Однако неправомерность такого обвинения уже неоднократно подтвердил арбитражный суд Московской области, вынесший несколько решений по искам некоторых работников завода, которые спустя много лет вдруг решили претендовать на свои участки. Первое решение появилось еще в 2009 году. Арбитражный суд постановил: земельные участки в оговоренный промежуток времени не могли быть выделены членам племзавода, так как это не предусматривалось законодательством. Участки могли быть только переданы в фонд предприятий. Исходя из этого, никаких незаконных операций с землей Василий Дупак не производил.
Несмотря на такое решение, в начале 2010 года еще шестеро акционеров племзавода организованно (что вызывает определенное недоверие и подозрения) снова обратились в Арбитражный суд Московской области с требованием признать передачу земель заводу незаконной и выделить им причитающиеся участки. Причем акционеры подали не объединенный иск, а каждый в отдельности. Иначе говоря, в арбитражный суд поступило 6 исков от разных компаний с одним и тем же требованием. Обычно такое бывает, когда кто-то дирижирует поведением акционеров, и иски в суд направляются для того, чтобы дело обрастало судебными тяжбами, а процесс запутывался и затягивался.
Арбитражный суд Московской области в разное время отказал в удовлетворении всех шести исков акционеров ЗАО "Племзавод "Петровское", еще раз указав: согласно закону, раздробление земли при приватизации племенных хозяйств не допускается.
Казалось бы, вывод очевиден — Василий Дупак не мошенничал с землей. Разве мало семи решений арбитражного суда, чтобы убедиться в этом?! Тем не менее, уголовное дело не закрыто, и из-за этого пожилой человек с рискованно высоким давлением находится под арестом.
Не надо знать законы, чтобы понять, насколько абсурдно такое положение дел. Но начальник отдела по надзору за соблюдением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области Эдуард Каплун считает, что пока оснований для прекращения данного дела нет. Судьи тоже никак не возьмут в толк, почему надо освобождать Василия Дупака? Видно, им нужны еще какие-то особые доказательства. Правда, доказательств никто не требует от следователей, снова и снова ходатайствующих о продлении срока ареста депутата, хотя требовать, исходя из законодательства, надо. Какие особые обстоятельства указывают на то, что депутата надо непременно содержать под стражей?!
Необходимо коротко сказать и о втором уголовном деле, возбужденном в отношении Дупака следователем К. Акименко — по факту недоплаты налогов в крупном размере. Несостоятельность обвинений, впрочем, тоже быстро обнаружилась в арбитражном суде Московской области. Он признал, что недоплаты налогов на самом деле не было. Она числилась из-за того, что бездействовала налоговая инспекция: не хотела зачитывать в счет настоящих и будущих платежей прошлую переплату.
Подробно об уголовных делах и обвинениях, предъявляемых Василию Дупаку, мы рассказывали ранее. Прочитать текст можно здесь.
Словом, по обоим уголовным делам, как следует из решений арбитражного суда Московской области, обвинения, выдвинутые против Дупака, несостоятельны. Тогда почему депутат все еще остается под стражей? Объяснение напрашивается само собой: это кому-то надо. Надо тем, кто претендует на земли племзавода. И следствие намеренно затягивает процесс, не закрывает дела, чтобы как можно дольше продержать генерального директора завода под стражей.
Срок ареста Василию Дупаку продлевали четыре раза, а допросили лишь однажды
Следователь К. Акименко впервые ходатайствовал об аресте Василия Дупака еще в октябре 2009 года. И судья Можайского городского суда Московской области Виктор Хлюстов ходатайство удовлетворил. Затем он еще трижды продлевал пребывание депутата в СИЗО. Даже в том случае, когда из-за обострения гипертонической болезни Василий Дупак не мог прибыть в суд. Тогда судья сам отправлялся в СИЗО.
После того, как срок содержания под стражей был в очередной раз продлен, у депутата давление подскочило до 240/120, и его увезли в больницу. Его жена Татьяна обращалась к следователю с просьбой освободить мужа, чтобы он мог вернуться домой и прийти в норму. Но получила отказ.
После инсульта Василия Дупака перевели в СИЗО "Матросская тишина" (об этом мы подробно рассказывали здесь). Там есть стационар, в условиях которого за подозреваемым могут наблюдать и проводить необходимые медицинские процедуры.
Очень важная деталь: за первые пять месяцев, которые Василий Дупак провел в СИЗО, его не разу не допрашивали. Первый допрос провели лишь в марте этого года.
Так как Василия Дупака перевели в "Матросскую тишину", то в четвертый раз ходатайство следствия о продлении срока ареста рассматривал Преображенский суд г. Москвы. Он и вынес постановление о том, что депутат должен оставаться под стражей до 30 июня.
Преображенский суд г. Москвы отказался изменить меру пресечения из-за того, что у депутата есть два загранпаспорта
Как стало известно сегодня на заседании в Мосгорсуде, на Преображенский суд Москвы подействовали такие аргументы следствия: у Василия Дупака есть недвижимость за границей, у него два загранпаспорта, и он может оказать давление на потерпевших.
Правда, адвокат Василий Торцев рассказал, что следствие не представило никаких доказательств наличия у депутата недвижимости за границей. А то, что у него есть два загранпаспорта, не может рассматриваться, как доказательство того, что обвиняемый может сбежать за границу. Стало быть, эти доводы следствия беспочвенны и ничем не подтверждены.
Довод о давлении на потерпевших не выдерживает критики. Ведь до того, как депутат отказался в СИЗО, следствие уже продолжалось целый год. За это время, будь у Василия Дупака желание, он уже мог оказать влияние на потерпевших и свидетелей. К тому же, ВС РФ в своем постановлении требует, чтобы следователи доказывали и этот факт — что давление на свидетелей и потерпевших действительно может оказываться. Нужно указать, на кого именно, каким образом может повлиять подозреваемый. Однако этого не было сделано.
Адвокат Торцев заявил, что был извещен о заседании в Преображенском суде Москвы день в день, а не заранее, а это уже является нарушением УПК РФ. Но ни Преображенский суд Москвы, ни Мосгорсуд этих доводов адвоката как бы не заметил.
В Мосгорсуд адвокат представил все документы, подтверждающие необходимость изменить меру пресечения Дупаку
Василий Торцев собрал и представил все, что может быть классифицировано как основания для замены меры пресечения в виде заключения под стражу на другую, например, на домашний арест или залог. Во-первых, это документы, подтверждающие заслуги и трудовые достижения Василия Дупака. Во-вторых, справки о болезнях.
Суд приобщил к материалам дела ксерокопии свидетельства о награждении орденским знаком "Во славу законности", документов о присвоении почетного звания "Заслуженный работник сельского хозяйства" и Ордена "Петра Великого 1 степени", диплом об окончании сельскохозяйственного института. Кроме того, адвокат предъявил суду положительные характеристики Василия Дупака с места работы — ЗАО "Племзавод "Петровское" (его он сделал успешным еще в самое тяжелое в экономическом отношении время — в 90-е годы прошлого столетия) и из Мособлдумы.
Суд принял во внимание справки о том, что депутат Мособлдумы наблюдается в терапевтическом отделении "Матросской тишины", что у него гипертоническая болезнь, инвалидность третьей степени. Правда, в справке было указано, что необходимое лечение Василию Дупаку предоставляется в полном объеме и в СИЗО.
Адвокат Торцев отметил, что некие люди заинтересованы в аресте Дупака, чтобы захватить участки племенного завода. На данный момент практически состоялся вывод участков площадью в 40 га из собственности завода.
Кроме того, Торцев сослался на то, что президент России Дмитрий Медведев утвердил поправки в законодательство, предусматривающие замену заключения под стражу для обвиняемых в экономических преступлениях на залог. На это суд возразил, что закон еще официально не опубликован и в силу не вступил.
Адвокат подал ходатайство о том, чтобы жалоба была рассмотрена в присутствии самого Василия Дупака. Однако суд ходатайство не удовлетворил, аргументировав это тем, что обвиняемый не заявлял письменного ходатайства о намерении лично присутствовать в суде.
Так или иначе, результат рассмотрения жалобы нам известен — срок пребывания под стражей Дупаку сокращен на 1 день. Видимо, по мнению судей, всех грамот и заслуг, а также болезней депутата хватило только на это.
Жена Василия Дупака намерена подать в суд на следственные органы после того, как поправки Президента вступят в силу
"После того, как поправки Президента РФ вступят в силу, я обязательно подам еще одно ходатайство об изменении меры пресечения мужу. А если мне откажут, я обращусь с иском в суд на следственные органы. Мне уже 1,5 месяца следователь не дает разрешения на свидание с мужем", — сказала Татьяна Дупак.
Кроме того, она считает, что следственно-судебная компания развязана против ее мужа для того, чтобы прибрать к рукам племзавод и землю, то есть является завуалированным рейдерством. Спасает лишь то, что земельные участки в основном арестованы. А "клочок" в 40 га, который вывели из собственности племзавода, теперь свободен, уже готовится на перепродажу трем подставным фирмам, что лишь доказывает факт махинаций и попытки совершить рейдерский захват.
Суды жалуются на давление и административный ресурс. Но в вопросе ареста они с легкостью игнорируют этот ресурс
Кто только не говорил уже (включая Президента и депутатов Госдумы) о том, что заключать под стражу до суда нужно лишь в исключительных случаях — когда обвиняемый представляет угрозу жизни окружающих. Пленум Верховного суда выпускал два постановления на этот счет (№ 1 от 05 марта 2004 года "О применении судами УПК РФ" и от 10 октября 2003 года "О применении судами норм УПК РФ"). В них указывается на два важных критерия, по которым можно заключать под стражу. В начале года был принят закон, максимально снижающий ответственность за экономические преступления вообще и меру пресечения до суда обвиняемым в таких преступлениях.
Президент РФ подписал законопроект, предусматривающий таким обвиняемым вместо ареста другую меру пресечения — залог. До этого сам Дмитрий Медведев внес его в Госдуму, депутаты быстро рассмотрели и одобрили проект. Но все тщетно. Суды игнорируют и разъяснения пленума Верховного суда, и призывы Президента, и законы, и здравый смысл. Дупак и другие обвиняемые в экономических преступлениях по-прежнему коротают дни до суда в СИЗО.
От судей мы часто слышим, что на них давят, быть по-настоящему независимыми им мешает административный ресурс. Но вот ситуация, когда так называемое давление налицо, административное влияние тоже есть. Более того: ситуация такова, что было бы даже хорошо, если суды поддались этому давлению! А с судей как с гуся вода. Никакое давление не в силах заставить их прекратить практику поголовных арестов. Так, значит, судьи в состоянии не реагировать на давление? И не такие уж они забитые, не жертвы системы, какими хотят казаться. Или дело в личной избирательности некоторых судей — когда выгодно, кажусь жертвой, а когда нет, проявляю независимость…
Автор: Регина Резцова