О Дмитрии Барановском "Право.Ru" впервые упоминало, когда рассказывало о фактах коррупции в Правительстве Московской области (читайте здесь). Это он собрал документы и факты, а потом сделал достоянием общественности схему, которую, по его мнению, чиновники использовали для присвоения бюджетных денег и для обеспечения своих жен выгодными заказами. Для правозащитника Барановского это не прошло даром. Он вот уже 10 месяцев находится в сизо по обвинению в вымогательстве. Потерпевшими выступают те, кого Барановский изобличал в коррупции — подмосковные чиновники. Ситуация, как в королевстве кривых зеркал: тот, кто должен быть подозреваемым, ходит на свободе, числится потерпевшим, а тот, кто борется со злом, находится в тюрьме.
29 июня суд продлил подозреваемому арест до полного года и отказался выпустить его под залог в 132 млн рублей. Чем же так опасен Барановский и почему правоохранители гораздо охотнее занимаются правозащитниками, чем коррупционерами?
Дело Барановского уникально по нескольким причинам. Во-первых, его собираются судить именно по итогам его правозащитной деятельности. Следствие обвиняет его в вымогательстве под прикрытием борьбы с коррупцией, но опирается только на показания заявителей (тех, кого Барановский выводил на чистую воду). То есть, правоохранители помогают им расправиться со своим разоблачителем. Во-вторых, суд не выпустил Барановского под поручительство 50 человек и не принял колоссальный залог в 132 млн рублей. Предлог крайне зыбкий: якобы поручители и залогодатели либо не понимают, что творят, либо состоят с Барановским в коррупционном сговоре.
Процесс постепенно становится знаковым. С одной стороны выступают "пострадавшие": высокопоставленные чиновники и какие-то темные личности. Вольно или невольно им помогают органы следствия и суд. Это не метафора — один из следователей по делу Барановского тоже подал против него заявление: якобы на допросах в сизо Барановский ему угрожал.
А с другой стороны — общество в лице как представителей элиты, так и обычных людей. Это тоже не преувеличение. Свое доверие Барановскому выказали поручители — депутаты Госдумы и сенаторы, герои России и Советского Союза, ветераны войн, кавалеры боевых орденов. Их поддержали десятки залогодателей, которые собрали самый крупный залог в российской судебной истории. Только за последнюю неделю он увеличился почти на двадцать миллионов рублей.
Кто такой Дмитрий Барановский: краткая биография
Когда-то Барановский служил в ВДВ, воевал в Афганистане, а потом занимался бизнесом. В основном это был управленческий консалтинг, Барановский является соучредителем компании "Сигма-Консалтинг". Среди ее услуг — организация инвестпроектов, правовая поддержка бизнеса, работа с госструктурами, защита от недружественных поглощений. В своей области она является одной из крупнейших в стране.
На момент своего ареста в августе 2009 года Барановский занимал должность первого замгендиректора крупного оборонного предприятия "РАТЕП". Одновременно работал в МОО "Справедливость" и организации ветеранов "Боевое Братство". Полная официальная биография Барановского есть здесь. В довершение картины скажем, что у правозащитника есть награды, включая довольно экзотические, вроде медали ФСИН "За вклад в развитие уголовно-исправительной системы России".
Но есть и темная сторона. Вот, скажем, газета "Московский комсомолец" обвиняла Барановского в рейдерстве, бандитизме и чуть ли не в убийствах. Написал эту статью известный разоблачитель Марк Дейч. Судом установлено, что статья была клеветнической. Не подумайте, что я нарочно привел самый одиозный пример критики в адрес Барановского. Напротив: МК — одна из самых авторитетных газет, разоблачавших лично Дмитрия и "Справедливость" в целом. Были еще и другие, по опубликованным в них статьям тоже есть решения суда — и тоже в пользу Барановского (информация об этих решениях есть здесь).
Может, Барановский — и впрямь негодяй, ловко прикрывшийся благородным делом правозащиты? В пользу этой версии нет доказательств, только пасквили в различных изданиях. А может, в процессе своей работы Барановский нажил не только влиятельных друзей, но и сильных врагов, которые пытаются его опорочить? Эта версия явно ближе к реальности, она подтверждается и прежними судебными решениями в пользу Барановского, и нынешним процессом против него.
В чем обвиняет правозащитника следствие: вымогал деньги, угрожал расправой, распространял порочащие сведения
Важная особенность дела Барановского в том, что в нем нет вещественных доказательств, нет компрометирующих Барановского аудиозаписей, нет документов. Зато есть заявления пострадавших, один одиознее другого. Министр транспорта Московской области Петр Кацыв обвиняет Барановского в вымогательстве $22,5 млн взамен на то, что "Справедливость" перестанет расследовать его темные делишки на государственном посту. Сын Петра Кацыва Денис обвиняет Барановского в том, что тот написал на него заведомо ложный донос с обвинениями в рукоприкладстве (рукоприкладство зафиксировано на фотографиях). Обвиняет Барановского в вымогательстве и бывший топ-менеджер Сбербанка Александр Алтунин — его уволили из банка за рейдерство как раз по результатам расследований "Справедливости" (мы рассказывали об этом здесь). Другие потерпевшие вызывают еще меньше доверия.
Все обвинения строятся по единой схеме. Потерпевшим выступает жертва антикоррупционного расследования, которое вел Барановский. Жертва заявляет, что Барановский разоблачал ее не бескорыстно, а сначала шантажировал. Мол, отдай деньги или собственность, и "Справедливость" тебя не тронет. Проходит год, два или три, "Справедливость" последовательно вскрывает преступления, в которых жертва замешана. И тогда гонимый вспоминает о старых угрозах и бежит за помощью в правоохранительные органы. Причем не может представить никаких подтверждений своих слов, только спутанные воспоминания. Но следствие принимает их на веру и дает делу ход.
Наконец, Барановскому вменяют в вину то, что является частью любой правозащитной работы: это открытые выступления и разоблачения, публикации на тему коррупции. Все это следствие воспринимает как клевету в адрес уважаемых жертв. По аналогии считаются клеветой и заведомо ложными показаниями многочисленные заявления в МВД, ФСБ и прокуратуру, которые "Справедливость" направляла по всем выявленным преступлениям. Заметим, что каждое такое заявление подтверждалось кипой документов, по ним возбуждались уголовные дела и проводились результативные проверки. Следователи по делу Барановского могут только завидовать такой доказательной базе — им ничего подобного найти не удалось…
Что мы имеем: бездоказательные обвинения высказывают скомпрометированные люди, прямо заинтересованные в оговоре Барановского. А следствие и суд все подшивают к делу и раз за разом продлевают Барановскому арест. Возможно ли такое без дополнительной "заинтересованности" следствия?
Та же схема в печати: с Барановским борются бездоказательным компроматом, за который платят фигуранты расследований "Справедливости"
Но вернемся к многочисленным публикациям, бичующим самого Барановского и "Справедливость" в целом. Там такое, знаете ли, срывание покровов, такие уничтожающие характеристики… Вот, скажем, уличенная в клевете газета "Наша версия" называла Барановского "авторитетом, который „держит“ контору „ботаников“-правозащитников". Видимо, ботаники-правозащитники кому-то крепко наступили на хвост, раз про них пишут в таких выражениях. Или вот "Независимая газета" поделилась с читателями самой отталкивающей информацией, какую нашла: оказывается, Барановский в тюрьме ухитрился приготовить себе лагман! И использовал при этом помидоры, огурцы, морковь, перец, лук, оливковое масло и окорок! "Можно только порадоваться за наших заключенных, – насмехается газета, – ведь о таком наборе продуктов многие свободные россияне и не мечтают".
Но это все мелочи, интересно совсем другое. В вале компромата против Барановского прослеживается точно та же схема, что и в его судебном преследовании. То есть, выдвигаются жуткие, но бездоказательные обвинения, "источники" которых не заслуживают доверия. Откуда авторы статей берут информацию? Где документы, где реальные, подтверждаемые факты? Их нет, имеются только беспомощные ссылки на "данные некоторых источников", оценку неназванных экспертов и т.д. Иногда более крупные СМИ пишут, что взяли информацию с такого-то сайта. Это сплошь безвестные сайты, практикующиеся на информационных "сливах", настолько мутные, что бесплатно их не перепечатает даже газета бесплатных объявлений.
Ох, какие аналогии напрашиваются между этими заказными публикациями и нынешним судом…
Но разве возможно, что публикации против Барановского — сплошь ложь и заказуха? Ведь дыма без огня не бывает… Вот, скажем, известная газета "Совершенно секретно" на днях опубликовала пространную статью-разоблачение. Обвинения стандартные: Барановский — нечистоплотный бизнесмен-"решала", обслуживающий интересы мафии и, шире, мировой закулисы. Об этом автору расследования стало известно из неназванных СМИ и от безымянных экспертов. Как не поверить в такие обвинения!
Но и тут все не слава богу. Как нам рассказали в МОО "Справедливость", незадолго до выхода статьи адвокатам Барановского позвонила высокопоставленная сотрудница "Совершенно секретно". Она по-дружески предупредила, что в газету поступил заказной материал, клиент уплатил за публикацию $30 тыс. Но можно все исправить: заплатить $40 тыс., и скандальное "расследование" не выйдет. Самое любопытное: как утверждала звонившая, деньги и компрометирующие материалы принесли в редакцию представители тех самых чиновников, которым "Справедливость" причинила неудобства.
Адвокаты Барановского встретились с представителями неподкупной прессы и записали беседу на диктофон (эта запись есть в распоряжении "Право.Ru"). А потом обратились в правоохранительные органы. Уже возбуждено уголовное дело, правда, по подозрению не в вымогательстве, а в мошенничестве (у нас есть копия постановления). Якобы одна из руководителей "Совсекретно" хотела просто прикарманить денежки "Справедливости", а повлиять на выход материала не могла…
Напоследок приведу одну колоритную цитату из аудиозаписи, которую коварные адвокаты передали в милицию. В один из моментов встречи представитель Барановского выражает сомнение, что "Совершенно секретно", взяв деньги, выполнит обещанное. А представительница издания отвечает: "Ну ребят, мы никого еще не подводили. Поверьте, что суммы были даже большие, тут уже совершенно не хочется терять ни лицо, ни репутацию".
Скорее всего, дело Барановского — заказное, поэтому результат предсказать крайне трудно
В деле Барановского есть ряд особенностей, указывающих на его заказной характер. Начать с того, что оно далеко не первое, кто-то ведет последовательную борьбу со "Справедливостью" и ее руководителями. Сначала пытались преследовать по суду адвоката Андрея Столбунова, председателя правления организации. Его обвиняли в мошенничестве, но дело развалилось. Затем наступил черед зампреда "Справедливости" Барановского. А теперь заведено еще одно уголовное дело, против второго зампреда Руслана Якомазова.
Якомазов вместе с Барановским подавал в милицию заявление о рукоприкладстве и угрозах со стороны Дениса Кацыва (мы упоминали об этом выше). Кацыв-младший рукоприкладствовал при свидетелях и под фотосъемку, прямо во время санкционированного митинга "Справедливости". Но стражи порядка не дали хода заявлению правозащитников против разбушевавшегося "предпринимателя". И после этого возбудили другое дело — по обвинению Якомазова в заведомо ложном доносе. Причем активиста старательно подводят под монастырь: его даже не уведомили о возбуждении уголовного дела и втихаря объявили в розыск. При этом Якомазов не только не скрывается, но и ходит на допросы по делу Барановского!
Еще одна характерная черта: процесс против Барановского строится только на голословных заявлениях "пострадавших" и сопровождается столь же бездоказательной клеветой в прессе. Ряд таких публикаций уже признаны клеветническими по суду, а в случае с газетой "Совершенно секретно" возбуждено уголовное дело. Противники "Справедливости" пытаются взять верх в "войне компроматов" за счет количества обвинений. А "Справедливость" всухую побеждает по качеству: все ее разоблачения подкрепляются реальными документами.
Кстати, недавно сторона "пострадавших" все же подкинула в топку скандала горсть реальных доказательств. Кто-то очень осведомленный выложил на разных дремучих сайтах аудиозаписи нескольких старых телефонных разговоров Барановского. Но вот досада: во-первых, ничего компрометирующего Барановского в записях нет (желающие могут убедиться в этом здесь), а во-вторых, эти записи являются закрытыми материалами следствия, и их "слив" в интернет — преступление…
Наконец, еще одно ключевое обстоятельство: следствие и суд не просто заняли сторону "потерпевших", а бросили все силы на то, чтобы им помочь. Так, один из следователей подал заявление, что Барановский ему угрожает на допросах в сизо. Согласно стандартной процедуре, допросы должны записываться на видео, но по данному обвинению никакого видео нет. Судья Подопригоров тоже демонстрирует чудеса изобретательности. Например, он отказался принять залог за Барановского (132 млн рублей!), поскольку, дескать, не все залогодатели присутствуют в суде, а значит, им нельзя разъяснить суть обвинений против Барановского. На самом деле, все залогодатели явились и ждали в коридоре! А судья просто не допустил их в заседание, потому что зал не вместил бы всех желающих…
Как будет идти судебное разбирательство, мы увидим совсем скоро: расследование по делу окончено, сейчас защита знакомится с материалами, а слушания по существу начнутся спустя несколько недель. Но уже сейчас очевидно, что отсутствие улик и одиозность "пострадавших" нисколько не смутят суд. Можно предположить, что Барановского ждет обвинительный приговор с условным наказанием. Может быть, этот приговор удастся опротестовать в вышестоящих инстанциях. А пока Барановский будет этим занят, запуганные фигуранты его расследований получат передышку.