7 ноября Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга приговорил бывшего боксера Александра Кузнецова к двум с половиной годам колонии строго режима за убийство. По словам подсудимого, убитый гражданин Узбекистана пытался изнасиловать его сына.
Анжелика Николаевна Морозова, судья Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга:
"Суд приговорил. Прошу встать. Признать Кузнецова виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 111, частью 4-й УК. И назначить наказание с применением ст. 64 в виде 2 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием колонии строгого режима".
Досье
1 января 2008 года Александр Кузнецов в ходе драки убил мужчину (гражданина Узбекистана Бахтишода Хайриллаева). По словам бывшего боксера, он оказался свидетелем попытки изнасилования собственного сына. Совершив преступление, Кузнецов позвонил в милицию и дождался приезда сотрудников правоохранительных органов. Прокуратура Центрального района Санкт-Петербурга возбудила уголовное дело по факту убийства.
Учитывая обстоятельства, при которых было совершенно преступление, органы следствия посчитали нужным назначить Александру Кузнецову судебно-психиатрическую экспертизу, по результатам которой определить – был ли бывший боксер в состоянии аффекта на момент совершения убийства. По данным правоохранительных органов подсудимый Кузнецов был полностью вменяемым. Во время следствия бывший боксер находился на свободе под подпиской о невыезде.
В июле 2008 года Кузнецову предъявили официальное обвинение по части 4 статьи 111 УК РФ ("умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего"). Статья предусматривает от 5 до 15 лет лишения свободы. Дело было передано в Дзержинский районный суд Петербурга 8 июля 2008 года.
5 ноября 2008 в ходе прения сторон государственный обвинитель попросил суд приговорить обвиняемого к пяти годам лишения свободы. Защита обратилась к суду с просьбой переквалифицировать действия подсудимого по статье 114 часть 2 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, наказывается ограничением или лишением свободы на срок до двух лет), а также вынести приговор, не связанный с лишением свободы. По решению суда, 7 ноября 2008 года Александра Кузнецова приговорили к 2,5 годам колонии строгого режима. Как пояснил суд, вина преступника была полностью доказана.
По существу
Образ национального героя в последнее время все чаще ассоциируется с самосудом. Однако есть закон, обязывающий к отбыванию наказания тех лиц, которые совершили преступление.
В деле Александра Кузнецова далеко не все факты указывают на его безупречную репутацию, как гражданина. Проблемы с законом и правоохранительными органами были у него давно и неоднократно. Бывший боксер уже отсидел срок за разбойное нападение и был условно приговорен за хранение наркотиков. Совершая убийство, Кузнецов знал, что у него не погашена предыдущая судимость. Однако эти факты никак не отражаются на мнении людей.
Станислав Маркелов — адвокат, президент Института верховенства права: «Ввиду коррумпированности и непрофессионализма правоохранителей потерпевшему проще заняться восстановлением справедливости своими силами. Поэтому самосуд – крайне распространенное явление, отображающее неэффективность государственной правовой системы как таковой».
Зинаида Сикевич — доктор социологических наук: «Когда общество агрессивно, то ярость проявляется повсюду, при малейшей возможности. Люди берут на себя роль и палачей, и судей, что, конечно, недопустимо в современном гражданском обществе. В России, увы, это происходит. Нормы и ценности людей во многом архаичны и традиционны».
Михаил Виноградов — руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях, профессор: «В России самосуд становится очень частым способом восстановления справедливости. И происходит это не только из-за гнева и ярости со стороны потерпевших и очевидцев, но также и потому, что мы просто перестали доверять государственной системе».
Медиа
Отцовский срок (видеосюжет НТВ)