Проходящая в Москве расширенная коллегия ФНС начиналась в атмосфере сдержанного торжества. В прошедшем году ведомство выполнило и перевыполнило свою программу как по сбору налогов, так и по самореформированию. В фойе высокопоставленные налоговики из регионов перешучивались, поздравляли друг друга, солидно обнимались.
Причины для гордости назвал в своем выступлении руководитель ФНС Михаил Мишустин. За 2010 год собрано 7,7 трлн рублей налогов: это на 22% больше, чем годом ранее, и на 5% больше, чем требовал закон о бюджете. Государство получило около 150 млрд рублей сверх плана. По данным ФНС, за 2010 год 3,2 трлн рублей поступило в федеральный бюджет (на 28% больше, чем в 2009 году), а бюджеты регионов пополнились на 4,5 трлн рублей (на 19% больше, чем в 2009 году). ФНС не добрала всего 3% до рекордных показателей 2008 года, когда налоговые поступления составили 7,95 трлн рублей. Правда, один рекорд все-таки побит: в 2010 году в консолидированные бюджеты субъектов РФ денег поступило на 2,5% больше, чем в 2008 году.
"Безусловно, увеличение поступлений связано с ростом экономики, — говорил Михаил Мишустин. — Но и по эффективности налогового администрирования служба сделала неплохие шаги. По всем основным показателям нашей деятельности наблюдается позитивный тренд".
В частности, задолженность по обязательным платежам, которая росла на протяжении 2009 года, по словам главы ФНС, снизилась почти на 100 млрд рублей и составила на 1 января 2011 года 1,27 трлн рублей. Эффективность выездных налоговых проверок возросла на 6%, по их результатам взыскано на 7% больше средств, чем в 2009 году — около 112 млрд рублей. Благодаря работе отделов по досудебному аудиту "удалось снизить нагрузку на судебную систему страны". Количество дел, рассмотренных в судах по инициативе налогоплательщиков, сократилось в 2010 году на 13%. При этом количество дел, рассмотренных в пользу налоговых органов, возросло на 12%, размер взысканных по этим решениям сумм вырос на 10%. По мнению Мишустина, эти данные говорят "о растущей эффективности защиты интересов налоговых органов в судах".
Понятно, что все перечисленные достижения очень важны для исполнения бюджета. Они также делают честь администраторским качествам господина Мишустина и его предшественника Михаила Мокрецова, который в апреле 2010 года перешел из ФНС в Минобороны. Но налогоплательщикам эти цифры даются нелегко. Скажем, Мишустин доложил о росте эффективности выездных налоговых проверок на 6%, но не уточнил, какой же процент проверок заканчивается результативно. Результат — это когда выявляются нарушения и доначисляются налоги. А "эффективны" более 99% выездных проверок, мы писали об этом здесь. Можно счесть этот показатель верхом эффективности — или наоборот, свидетельством жесткого давления на бизнес ради исполнения плана по налогам.
В каком-то смысле "защитником угнетенных" выступил министр финансов, вице-премьер Алексей Кудрин. Его замечания были предельно сдержанными (еще бы, ведь налоговики напрямую подчинены Минфину). Но накануне вечером глава финансового ведомства вернулся с Красноярского экономического форума, и могло показаться, что на коллегии ФНС он продолжает начатый там разговор о макроэкономике. Например, вице-премьер говорил, что кризис продемонстрировал, какой глубокий шок может испытать экономика за короткое время. Затем о том, что Россия чересчур зависит от сырьевых доходов и что высокие цены на нефть в прошлые годы не пошли стране во благо.
Главный посыл выступления Кудрина перед налоговиками состоял, как ни странно, в том, что изымать деньги у бизнеса можно не бесконечно, поскольку это напрямую влияет на перспективы развития экономики. Безусловно, налоговая служба должна работать эффективно, но… Продолжить мысль министр мог только намеками: мол, эффективность эффективностью, но не надо загонять предпринимателей в угол.
"Мы сейчас выбираем новую модель, — объяснял Кудрин, — будем ли мы жить по-прежнему, с высокой инфляцией и сырьевой зависимостью, или построим более эффективную экономику. Если мы сделаем неправильный выбор, то уже через 2—3 года придется пересматривать планы по модернизации или повышать налоги. Но лимит повышения налогов у нас исчерпан! Либо модернизация — либо налоги и государственные траты. А государственные расходы неэффективны, и нам в любом случае предстоит над этим работать".
Вице-премьер пересказал и другие упреки, полученные от бизнесменов в Красноярске. В частности, предприниматели говорили ему о том, что государство постоянно меняет правила игры, причем иной раз устанавливает новые нормы — и само же их не исполняет. В качестве примера такой непоследовательности Кудрин назвал закон о госзакупках: "Вроде бы он есть, но министерства его не исполняют — в аукционах все равно побеждают „свои“ фирмы". Другой упрек: у государства нет понятной стратегии развития, по крайней мере, оно не доносит эту стратегию до бизнеса.
Затем министр финансов вернулся к ценам на нефть. Он сообщил, что в текущем году среднегодовая цена на черное золото, скорее всего, побьет исторические максимумы и составит $92-93 за баррель сорта Urals. "Мы живем на пике, — сказал вице-премьер, — однако это не должно отвлекать нас от состояния остальной экономики. Было бы интересно узнать, как администрируются налоги помимо [отчислений с] нефти и газа? Можно подготовить такие данные?" Михаил Мишустин сосредоточенно кивнул.
После этого говорили об ожидаемом в 2011 году законе, направленном против уклонения от налогов с помощью трансфертного ценообразования. Руководитель ФНС сообщил, что под этот закон в его ведомстве уже создается соответствующее управление, для которого готовятся "собственные кадры".
Также господин Мишустин рассказал об успехах налоговой службы в области информатизации, в частности, о запущенном на днях обновленном сайте ФНС. Сколько стоила разработка ресурса, Михаил Владимирович не уточнил (сказал, что специальных сумм на него не выделяли, расходы вошли в общий бюджет на информатизацию). Зато анонсировал широкие возможности ресурса: по его словам, благодаря сайту физлица скоро вообще избавятся от необходимости посещать налоговую инспекцию. "Там есть личный кабинет — каждый налогоплательщик сможет увидеть онлайн, какие налоги нужно заплатить, и сделать это в удобной форме", — пояснил руководитель ФНС.
Подобные блага обещают и юрлицам: в сравнительно скором будущем они смогут перевести в электронную форму практически все взаимоотношения с налоговой, от регистрации юрлица до подачи отчетности. Вообще-то компании уже должны иметь многие из этих возможностей — о запуске ряда электронных сервисов налоговики объявляли и в сентябре 2010 года, и в январе 2011-го. Но на практике налоговые инспекции пока дублируют весь электронный документооборот "на бумажных носителях". Информсистемы ведомства часто дают сбои, а ответственность за ошибки с рядовых налоговиков никто не снимал. Вот и приходится подстраховываться.
Участники коллегии ФНС, конечно, знают о недостатках и просто непопулярности некоторых своих инициатив. Например, Михаил Мишустин уклонился от ответа на вопрос: правда ли, что ФНС хочет жестко привязать небольшие компании к упрощенной системе налогообложения. "Свобода выбора [налогового режима] пока сохраняется", — сказал он. А вице-премьер Кудрин обратился к собравшимся налоговикам с яркой просьбой: не быть такими, как те чиновники, которых ему обрисовали в Красноярске. "Налоговые и контрольные органы общаются с предпринимателями каждый день, — сказал он. — Поэтому они должны неукоснительно следовать правилам, демонстрировать высокое качество администрирования и профессионализм. От работы ФНС очень сильно зависит то, каким видится инвестиционный климат в стране".