ВАС дал шанс на справедливость членам производственных кооперативов

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ во вторник рассматривал дело (А81-4955/2009), которое, с одной стороны, возникло из-за желания, как принято говорить, отдельных руководителей прибирать к рукам имущество возглавляемых им организаций, а с другой — в результате недоработок законодателя при формировании правового режима функционирования производственных кооперативов.

В период с 2004 по 2007 год председатель кооператива "Градиент" Виктор Шулаков продал несколько принадлежащих кооперативу жилых и производственных помещений компании "Градиент-проект", учредителем и единственным участником которого является его сын, а директором – супруга. При этом из фактического пользования кооператива эти объекты не выбывали, так как одновременно он начинал их арендовать, а плата за покупку при этом частично заcчитывалась в стоимость аренды.

Узнав после отстранения Шулакова от должности в феврале 2009 года о его махинациях, остальные члены кооператива во главе с Николаем Ушаковым обратились в суд, полагая, что это имущество могло было быть продано "Градиент-проекту" не иначе как по решению общего собрания членов кооператива.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого АО поддержал эту позицию и частично признал оспариваемые сделки ничтожными на основании ст. 10, 168 ГК РФ, назвав их "злоупотреблением правом" как со стороны продавца, так и со стороны покупателя. По мнению суда первой инстанции, председатель кооператива действовал "без учета мнения членов кооператива и их согласия, действуя в своем интересе". Но отстоять свои права членам кооператива удалось только в части двух сделок, заключенных в 2007 году (всего за три года у кооператива было отчуждено 13 объектов из пятидесяти двух). К остальным суд применил трехлетний срок исковой давности и в признании незаконности отказал.

Истцы настаивали, что к спорным сделкам надо применить принципы сделок с заинтересованностью (они могут оспариваться в течение года с момента, когда истцу стало о них известно – в нашем случае это 2009 год). Но суд не счел возможным это сделать, так как в ФЗ "О производственных кооперативах" нет такой нормы, как сделка с заинтересованностью. Не удалось истцу и сослаться на аналогию с другими законами ("Об обществах с ограниченной ответственностью", "Об акционерных общества", "О сельскохозяйственной кооперации"): суд решил, что производственный кооператив — самостоятельная форма юридического лица, и его деятельность должна регулироваться специальным законом.

Восьмой арбитражный апелляционный суд и Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского Округа тоже не нашли оснований для признания оставшихся девяти сделок незаконными.

Высший Арбитражный Суд РФ, в свою очередь, увидел повод для того, чтобы передать это дело на рассмотрение президиума. Судья-докладчик Дмитрий Дедов на заседании Президиума ВАС говорил, что коллегия судей считает возможным в случае с производственными кооперативами провести аналогию с законами о других юрлицах, содержащими норму о том, что сделки, где присутствует конфликт интересов, утверждаются общим собранием. "Аналогичные нормы есть и в других законах, и это значит, что эта норма носит общий характер для всех юридических лиц", — заключил он. "Следовательно, — сказал Дедов — участники производственных кооперативов должны обладать одинаковыми правами на получение достоверной информации о деятельности кооператива и не могут быть поставлены в худшее положение". Соответственно, по его словам, необходимо применять п. 2 ст. 181 ГК об истечении срока исковой давности. Таким образом, в случае со сделками между "Градиентом" и "Градиент-проектом" нужно применять срок давности в один год с момента, когда истцу стало известно об оспариваемой сделке с заинтересованностью, то есть, с февраля 2009 года.

Представитель заявителя Николая Ушакова Евгения Ромащенко тоже посетовала, что отсутствие в законе о производственных кооперативах положения о сделках с заинтересованностью приводит "к нарушению законных прав и интересов членов кооператива и делает их положение наиболее незащищенным". Это, по словам Ромащенко, противоречит конституционному принципу равенства. С ней согласился и представитель кооператива "Градиент" Игорь Зарубин, который добавил, что его позиция "основана, в первую очередь, на справедливости".

Директор "Градиент-проекта" Екатерина Музыка, со своей стороны, говорила о принципиальности разницы между юридическими лицами. "Если бы существовала необходимость в нивелировании правового положения, то существовал бы некий единый закон о юридических лицах", — сказала она. Она ссылалась на п. 5 ст. 17 "Закона о кооперативах", где оговаривается, что председатель в своих действиях ограничен уставом, и обвинила заявителя Ушакова в том, что он "не поставил вопрос об изменении устава кооператива". "Желая ограничивать его, нужно было менять устав", — заявила она и добавила, что "все судебные акты о признании сделок незаконными были направлены исключительно против самого председателя кооператива". По ее словам, никакого ущерба его действия кооперативу не нанесли. "Продажа объектов осуществлялась только для того, чтобы приобрести необходимую технику", — утверждала Музыка, указав также на высокие финансовые показатели: якобы каждые два года стоимость активов кооператива удваивалась, и в 2008 году его оборот в денежном выражении составил 2 млрд руб.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ отменил судебные акты всех трех инстанций и отправил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд ЯНАО. Мотивировочная часть решения ВАС будет опубликована позднее, однако, так или иначе, высший суд дал шанс членам кооператива добиться возврата его имущества, несмотря на пропущенные сроки опротестования сделок.

Новости партнеров

На главную