3 августа весь мир увидел сцену унижения бывшего египетского диктатора Хосни Мубарака, свергнутого в результате волнений в числе целого ряда других подобных ему правителей арабского мира. В зал суда, который расположился в полицейской академии в Каире, его привезли на больничной койке и поместили в клетку. Показания он давал лежа. Своей вины, ни он, ни его сыновья, которых судят вместе с ним, в инкриминируемых преступлениях – коррупции, прежде всего, – не признали.
Что было в Египте при Мубараке с правовой точки зрения? В стране существовало добротное законодательство, разработчики которого в большинстве своем получили образование во Франции. Автор Гражданского кодекса 1949 года Абдель Раззак аль Санхури, например, учился в Лионе у Эдуарда Ламбера. Конституция 1970 года была вполне либеральной, как и Уголовный кодекс 1937 года, отредактированный в девятьсот восьмидесятом.
Но при хорошем ГК практика его применения не была идеальной. Вполне возможно, как указывают специалисты по Египту, лично Мубараку и нельзя реально вменить в вину коррупцию, но суды во множестве принимали решения в пользу близких к нему и его окружению предпринимателей.
Что касается сферы уголовного права, то в Египте применялись пытки и царил страх перед разведкой, именуемой Мухабарат, и перед судами государственной безопасности, которые действовали в рамках собственного правового поля, вернее, вообще вне его. В законченном виде этот порядок создало принятие в 1992 году законодательства, ужесточающего наказание против терроризма, и развертывания системы специализированных квази-судов, в которых не действуют процессуальные нормы, гарантирующие права обвиняемого (хотя, конечно, избирательное использование наказаний, обычно применяемых в рамках уголовного законодательства, существовало и раньше).
По сути, режим Мубарака в Египте при всей своей светскости (этот термин условен на Ближнем Востоке) использовал те же "правовые" механизмы умаления основополагающих прав человека, что и клерикальный режим в Иране, где тоже существуют специализированные суды и практика пыток. Только в другом векторе.
Но такая политика, против кого бы она ни была направлена – клерикальных экстремистов или сторонников либерализации, – ведет к одному результату. Если правитель не уважает собственных граждан и выстраивает барьеры на пути неотчуждаемым правам и свободам человека, то он теряет легитимность занимаемого поста, поскольку, в конечном итоге, те законы, которые принимаются в его государстве, им же и нарушаются, как в случае с королем Рексом из книги Лона Фуллера "Мораль права".
Другими словами, даже если в стране имеются хорошие законы, но не уважаются фундаментальные права человека, а правоприменение является избирательным и зависит от воли и желания диктатора, то это рано или поздно приводит к взрыву общественного негодования, результатом которого становится падения режима и диктатора.
Беда только в том, что суд над Мубараком напомнил кадры с изображением бородатого и грязного диктатора Ирака Саддама Хусейна в момент его обнаружения американскими солдатами в подвале деревенского дома близ селения ад-Даур 13 декабря 2003 года. Он выглядел тогда очень растерянным. И лицо Николае Чаушеску во время наскоро организованного трибунала в 1989-м. Такое же растерянное. Диктаторы не учатся на чужих ошибках. Каждый из них думает, что именно его избирательное правоприменение — самое лучшее, и оно-то уж наверняка способно обеспечить стабильность режиму и личную безопасность главному правоприменителю и его семье.