Сегодня в Страсбурге в Европейском суде по правам человека начинаются слушания по делу "Грузия против России". Грузинская сторона обратилась в ЕСПЧ в августе 2008 года, сразу после окончания краткосрочного военного конфликта с Россией из-за Южной Осетии. Грузия заявляет о нарушении сразу восьми статей Конвенции, в том числе права на жизнь, запрета на пытки, права на свободу и безопасность. Корреспондент Право.Ru рассказывает о том, что происходит в Страсбурге в прямом эфире (время местное).
14.45. Финальные ощущения — никакого нового вектора в риторике между двумя странами сегодня не появилось.
13.40. В ЕСПЧ продолжают отмечать 50-летие суда (которое случилось два года назад), по крайней мере, внутреннее убранство говорит именно об этом. Есть серия фотографий, из которой ясно, что в 50-е тут был лес с опушкой и деревней где-то на заднем плане, а теперь комплекс (ретро-) футуристических зданий: ЕСПЧ, а через дорогу — Европарламент. Еще есть серия "все статьи Конвенции по правам человека в картинках".
13.25. Расскажем на всякий случай, из каких стран судьи в "великолепной семерке": Дания (председатель), Чехия, Россия (судья Анатолий Ковлер), Монако, Македония, Болгария и Грузия (Нона Цоцория). Запасной судья — Марк Виллигер из Лихтенштейна.
13.21. Далее судьбу дела будут решать семеро судей в закрытом режиме, а их решение будет объявлено не раньше 2012 года.
13.18. Но грузинский представитель Бен Эммерсон тем не менее проговаривает свои тезисы еще раз и заканчивает. Председатель объявляет слушания окончеными. По этому случаю на весь ЕСПЧ звучит веселый звонок, натурально как в российских школах.
13.11. Вот теперь Эммерсон переходит к серьезным, как кажется, аргументам. Россия даже не пыталась провести расследование действий своих солдат во время обсуждаемого конфликта, говорит он. Мотивация для такого решения — "война была за пределами наших границ". Председатель просит его говорить покороче.
13.05. Эммерсону включили микрофон, он парирует: "Некоторые убийства на войне законны, а некоторые — нет". Далее его мысль развивается настолько стремительно, что уже через минуту он говорит про право на заключение брака (если я не ослышался). Будем разбираться.
12.59. Перерыв закончился, продолжился диалог. Майкл Свэинстон, который, напомним, говорит от имени России, попытался больно уколоть оппонентов. Вот, говорит, в Грузии ссылаются на отчеты Human Right Watch [неправительственная международная организация со штаб-квартирой в Нью-Йорке, занимающаяся исследованиями в области прав человека, и их защитой. — Ред.] и других организаций, в которых видят доказательную базу. И тут же зачитывает фрагмент одного из таких репортов, в котором рассказывается, как осетинский милиционер пытался задушить русского солдата.
12.50. Пока идет перерыв, несколько деталей про ЕСПЧ. У входа висят штук пять плакатов с надписями типа "Я протестую!!!" и другими эмоциональными комментариями про пропавшие страницы дела, задержку пенсий и так далее. Писали явно не профессионалы. По плакатам нельзя понять, протестуют против действий ЕСПЧ, или же, наоборот, обращают внимание суда на некие ужасы. Но висят картонки давно — некоторые датированы еще апрелем.
12.35. Датский судья тем временем (его английский язык чем-то напоминает английский нашего министра спорта Виталия Мутко) объявляет перерыв.
12.28. Вот это интересный поворот. Эммерсон говорит о системном беспределе в рядах российской армии и сравнивает ее действия в Грузии с операциями в Чечне. А ЕСПЧ, напомним, многократно наказывал Россию по искам чеченцев.
12.20. Но нет, Эммерсон переходит к перечислению прецедентов в истории мирового права: конфликт Колумбии и Эквадора, ряд войн в Африке… Он эти примеры приводит очень поверхностно, поэтому аналогию сразу заметить сложно.
12.15. Кажется, господин Эммерсон собирается заканчивать. По крайней мере, он переходит к неким выводам. Обращаясь к председательствующему Лоренцену, он вновь заявляет, что ситуация, когда одна страна почему-то управляет регионами другой страны в корне неправильная.
12.08. Оратор признает, что в принципе у стран может быть определенный контроль над непринадлежащими ей территориями (то есть, не находящимися в пределах ее границ), но в рассматриваемом случае этот контроль был получен Россией и осуществляется с грубыми нарушениями международного законодательства.
12.05. Эммерсон сфокусировался на статусе Абхазии и Южной Осетии. Постоянно называет власти этих территорий "марионеточными". Сообщает суду, что реальный политический, экономический и военный контроль там принадлежит на самом деле России.
12.03. Теперь выступает Бен Эммерсон, юрист со стороны заявителя.
11.59. У российских солдат ("а также сепаратистов, сражавшихся на их стороне" — постоянно добавляют представители Грузии) был приказ не оказывать никакой помощи пострадавшим мирным жителям, в том числе и медицинскую.
11.55. "Русская авиация наносила точечные удары по территориям, где заведомо не было и не могло быть расположено военных подразделений Грузии", — продолжает представитель грузинского Минюста.
11.50. Российские войска в период конфликта получили от командования неограниченную лицензию "убивать, грабить и жечь", говорит Бурджалиани.
11.45. Тем временем страна-ответчик — Россия — закончила выступать. Председатель передает слово Тине Бурджалиани, которая представляет грузинский Минюст.
11.41. Надо сказать, грузинская сторона доставила материалы дела в суд довольно помпезно. Их привезли в четырех коробках, сложив в башенку у входа в здание суда. Пару папок выложили сверху, чтобы было понятно, что в коробках. Телевидению понравилось.
11.35. "Да, были жертвы среди мирного населения Грузии, но эту трагедию спровоцировали власти Грузии, развязав нападение на Цхинвал", — сказал Свэинстон.
11.30. Свэинстону явно нравится последний аргумент. Он вспоминает действия войск Великобритании в Ираке, которые свергали там правительство и устанавливали новое, лояльное союзникам. Россия, напоминает юрист, никого не свергала.
11.20. Слово взял также представляющий Россию Майкл Свэинстон: "Россия действовала в интересах защиты своих граждан, ее целью не была смена власти ни в Грузии, ни в Абхазии, ни в Южной Осетии".
11.05. Представляющий Россию Георгий Матюшкин подготовил короткую речь. Ее суть в том, что Россия не считает, что жалобу Грузии вообще нужно было рассматривать. По его словам, конфликт произошел между Грузией с одной стороны и Абхазией и Южной Осетией с другой.
11.00. Слушания начались. Председатель судейской семерки Пер Лоренцен из Дании вводит присутствующих в суть дела.
10.45. В Страсбурге прохладно; ажиотаж вокруг слушаний громадный: телевидение, несколько сотен гостей и журналистов.