На сайте Высшего Арбитражного Суда появился текст проекта постановления Пленума ВАС, который разъяснит вопросы участия прокурора в арбитражном процессе. Его публичное обсуждение пройдет 2 февраля. Основная идея разработчиков документа — еще раз напомнить прокурорским работникам о возложенных на них полномочиях, довольно ограниченных, и обязанностях, которыми они зачастую пренебрегают.
Проект обращает внимание на ограниченный список оснований, по которым прокурор имеет право обратиться в арбитражный суд: во-первых, это может быть требование о ликвидации юрлица, неоднократно нарушавшего исключительные праве на интеллектуальную собственность, во-вторых, требование о сносе самовольной постройки и, в-третьих, требование о признании недействительным ненормативного правового акта. При этом последний должен затрагивать права и законные интересы неопределенного круга организаций и граждан в сфере экономической деятельности или незаконно возлагать на них какие-либо обязанности (абз. 1 ч. 1 ст. 52, ч. 2 ст. 198 АПК РФ). Если же прокурор действует в интересах частного лица, то суд должен такое дело прекратить. Точно такие принципы применяются в случаях, когда оспариваются решения, действия или бездействие госорганов.
Другое ограничение на обращение прокурорских работников в суд касается споров о сделках между органами, осуществляющими публичные полномочия (государственными и муниципальными). Если оспариваемый договор содержит условие о передаче дела в третейский суд, заявление прокурора должно остаться без рассмотрения. Решения третейских судов прокурор может оспорить только в том случае, если они затрагивают интересы публично-правовых образований.
Разработчики разъяснений напомнили о необходимости соблюдения сроков подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта – восстановить его в случае пропуска суд имеет право, только если сам прокурор предпринял меры по устранению нарушений публичных интересов еще до истечения этого срока. Кроме того, на прокурора распространяются требования о соблюдении срока обращения с жалобой на принятый судебный акт.
"Прокурор обязан соблюдать требования к форме и содержанию обращений в арбитражные суды", – напоминает ВАС: в том числе обосновать наличие у него полномочий по обращению в арбитражный суд и указать публично-правовое образование, в интересах которого предъявляется иск. Доказать обстоятельства, на которых обосновываются требования и возражения прокуратуры, – тоже задача прокурора.
Высшая судебная инстанция напоминает прокурорам и о необходимости доводить начатое до конца: "Участие в деле истца не является основанием для освобождения прокурора от участия в судебном разбирательстве". Кроме того, ВАС обращает внимание, что в делах, связанных с публично-правовой сферой, явка прокурорского работника может быть признана обязательной. И, наконец, в проекте постановления закрепляется процедура исполнения решения: исполнительный лист выдается прокурору, который вправе контролировать дальнейшие действия по реализации судебного решения.
Идеи, сформулированные в проекте постановления ВАС о прокурорах, укладываются в общую линию, которой высшая судебная инстанция придерживается в этом вопросе. Можно вспомнить, например, что на совещании председателей арбитражных судов в апреле прошлого года, глава ВАС Антон Иванов на вопрос о своем отношении к предложению замгенпрокурора Сабира Кехлерова расширить участие прокурора в арбитражном процессе, ответил, что не является его сторонником. "Я не поддерживаю безбрежного расширения полномочий прокуратуры на участие в арбитражном процессе. Это у нас уже было в середине 1990-х годов, и я хорошо помню, что прокурор иногда выступал как дополнительный адвокат, наделенный властными полномочиями, для одной из коммерческих структур, спорящих в арбитражном суде. Это было нарушением принципа равноправия и состязательности", — сказал тогда Иванов.