ПРАВО.ru
Актуальные темы
4 февраля 2009, 6:05

Президиум ВАС обелил «серых» импортеров

Президиум ВАС обелил «серых» импортеров
Президиум Высшего арбитражного суда фото ИТАР-ТАСС

Президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) признал законным ввоз автомобиля «Порше Каен» компанией ООО «Генезис» без согласия владельца товарного знака (дело ВАС-10458/08).

Эксперты называют данное решение важным прецедентом: ВАС фактически разрешил импорт в РФ автомобилей и другой «брендовой» продукции без разрешения производителя и согласия официального дилера. Сегодняшним решением Президиум ВАС впервые в судебной практике признал незаконной конфискацию по статье 14.10 КоАП оригинальных товаров, ввозимых без разрешения владельца прав на товарный знак.

Ранее московские суды нижних инстанций дважды признавал компанию виновной, а её действия незаконными. Автомобиль, который пыталось ввезти ООО «Генезис», был конфискован по решению Арбитражного суда города Москвы (АСГМ) (дело №А40-9281/08-145-128), куда обратилась Центральная акцизная таможня. Поводом для этого стало заявление о нарушении права на товарный знак, которое в адрес таможни направило ООО «Порше Руссланд», владеющее лицензией на использование в РФ товарных знаков Porsche и Cayenne. 12 мая решение АСГМ поддержал Девятый арбитражный апелляционный суд (дело №09АП-4659/2008).

Однако коллегия судей ВАС в своем определении указала, что на момент вынесения АСГМ решения в пользу российского представительства Porsche, закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» уже утратил силу. Вместо него с 1 января 2008 года вступила в силу четвертая статья Гражданского кодекса. Коллегия сослалась на статью 1515 ГК, которая предусматривает ответственность прежде всего за производство и оборот контрафактных товаров. В определении о передаче дела в президиум ВАС сделан вывод о том, что публичные интересы нарушает только оборот контрафактных товаров и только такое нарушение должно караться конфискацией. А в отношении оригинальных товаров, ввозимых без разрешения владельца прав на товарный знак, ст. 14.10 КоАП применяться вообще не должна.

Президиум ВАС, отменив решение о конфискации, поддержал эту точку зрения.

Надо отметить, после победы «Порше Руссланд» в АСГМ участники рынка опасались, что это решение могло стать поводом для ареста на границе любого товара, возимого в страну неофициальным дилером. Также случай с конфискацией «Порше Каен» мог начать целую волну судебных тяжб между официальными дилерами и небольшими кампаниями, возившими подержанные иномарки мелкими партиями. Независимые импортеры угрожали уйти в подполье, если суды вышестоящих инстанций решат, что для ввоза товара необходимо разрешение правообладателя. Решение Президиума ВАС, по их мнению, благотворно скажется на развитии рынка.

Впрочем, юристы пока не пришли к однозначному мнению по поводу решения ВАС.

«Если товарный знак нанесен самим автопроизводителем, то говорить о том, что при ввозе в другую страну он становится контрафактным, по меньшей мере абсурдно», - заявил адвокат Сергей Радько «Газете.Ru». Он уверен, что формально это будет неофициальным руководством к действию и для таможни, и для других судов, которые могут столкнуться с подобными делами.

А советник юридической фирмы «Городисский и партнеры» Владимир Мещеряков в интервью "Деловому Петербургу" обратил внимание, что в одной статье ГК контрафактным признается любой товар, ввозимый без разрешения правообладателя, а в другой - оригинальный товар, ввозимый для личных нужд, хоть и является нарушением права на знак, но контрафактным признан быть не может. По его мнению, в законе не прописаны нормы, позволяющие четко разграничивать вещи, ввозимые для собственных нужд, и товары для коммерческого использования. Мещеряков считает, что пока такие критерии не будут разработаны, действия работников таможни коренным образом не изменятся.

В то же время адвокат московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Антон Лелявский и вовсе не исключает, что дело таможенников могло развалиться просто из-за нарушения процессуальных норм. «Кроме того, в России не прецедентное право, и решение ВАС не обязывает другой суд выносить такие же решения в аналогичных спорах», - пояснил он.

Напомним, что в течение прошлого и нынешнего годов официальные дилеры ряда крупных автоконцернов обратились в Федеральную таможенную службу (ФТС) с требованием запретить юридическим лицам ввоз любой продукции под их маркой без разрешения. В конце октября, например, представители немецкой компании BMW и японских компаний Nissan и Toyota направили в ФТС письмо с просьбой пресекать ввоз любого товара с их фирменной маркировкой, если у владельца отсутствует разрешение компании. Они попытались бороться с параллельным импортом, как с нарушением авторских прав на фирменный знак. Таможня приняла это обращение к сведению и начала, после решений арбитражных судов, активно конфисковывать иномарки, которые формально «нарушал авторские права». «Теперь официальным дилерам дали понять, что защищать свои права они должны самостоятельно, не полагаясь на административные структуры», - заявил "Коммерсанту" заместитель гендиректора компании «Право и консультации» Павел Монаков. По его словам, коллегия ВАС впервые в судебной практике сформулировала, что конфискация по ст. 14.10 КоАП может применяться только в отношении контрафакта, который в принципе представляет угрозу для публичного порядка.

Тем временем, ВАС и Верховный суд готовят проект совместного постановления, которое запрещает нелицензированный ввоз брендовых товаров для коммерческого использования. Из этого следует, что проект еще предстоит обсудить высшим судам, но к этому времени создан ряд прецедентов, прямо противоречащих планируемому постановлению. Так, 19 декабря 2008 года Арбитражный суд Санкт-Петербурга постановил вернуть компании «Грегорис Карс» конфискованный у нее на таможне по заявлению BMW о нарушении прав на использование товарного знака вседорожник X5.

Стоит отметить, что на «местах» суды уже давно защищают компании, ввозящие «серые» автомобили и запчасти в Россию. 10 сентября прошлого года, например, АСГМ отклонил требование Выборгской таможни о конфискации автозапчастей Honda и Nissan, ввозимых в Россию ООО «Автологистик». В этом деле суд также исходил из того, что запчасти не были контрафактными, и сослался на ст. 1515 ГК. А зимой 2007-2008 годов суды Восточно-Сибирского округа отказались конфисковать автозапчасти Toyota, ввозимые неофициальным импортером ООО «Автотрейд-Иркутск». Жалобы таможни, поданные в ВАС, в мае и сентябре были отклонены: коллегия ВАС отказалась передать дела в президиум для пересмотра, поддержав тем самым параллельных импортеров.