ПРАВО.ru
Актуальные темы
18 февраля 2009, 13:00

Что в антикоррупционном пакете

Что в антикоррупционном пакете
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации Фото Право.Ru

Одним из наиболее значимых шагов по реализации национального плана противодействия коррупции стало принятие пакета антикоррупционных законов в конце 2008 года. Между тем в СМИ содержатся лишь общие сведения об этом событии, хотя его важность не вызывает сомнения. В связи с этим «Право.ру»  обратилось к сотруднику Аналитического отдела Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Руслану Климовскому с просьбой рассказать об основных новеллах, касающихся судебной системы, а также системы государственной службы.

Основополагающим является Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон № 273-ФЗ), который содержит общие положения, касающиеся антикоррупционной деятельности. Следует отметить следующие изменения, в области государственной службы: 

1. Предусмотрены новые правила представления государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. По новым правилам декларации представляются за 2009 г. (т.е. с 2010 г.).

2. Установлена обязанность государственного служащего уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

3. Введены понятия «конфликт интересов» и «личная заинтересованность» на государственной службе и установлен порядок их предотвращения.

4. Предусмотрены ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора. Закон № 273-ФЗ почти не содержит изменений в области судебной системы за исключением признания неукоснительного соблюдения принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность в качестве одного из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.

Основные же поправки в Федеральный закон «О статусе судей в Российской Федерации» находятся в первой статье Федерального закона от 25.12.2008 N 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона „О противодействии коррупции“» (далее — Закон № 274-ФЗ)

Большинство изменений касаются ужесточения требований, предъявляемых к судьям и кандидатам на должности судей.

Так, введены понятия «конфликт интересов» и «личная заинтересованность судьи».  В случае возникновения конфликта интересов судья, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации.

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) судьи влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью судьи и правами и законными интересами граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Под личной заинтересованностью судьи, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения судьей при исполнении должностных обязанностей доходов в виде материальной выгоды либо иного неправомерного преимущества непосредственно для судьи, членов его семьи или иных лиц и организаций, с которыми судья связан финансовыми или иными обязательствами.

Уточнен и существенным образом расширен перечень запретов, распространяющихся на судей. В частности, судья не в праве в связи с осуществлением своих полномочий получать денежное вознаграждение, не предусмотренное законодательством, подарки обязан передавать по акту в суд и т.д.

Предусмотрены два новых основания для прекращений полномочий судьи:  а) приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства; б) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве с председателем или заместителем председателя того же суда. 

Пунктом 2 ст. 14, установлено обязательное досрочное прекращение полномочий судьи по основаниям, предусмотренным пп. 1-3, 6-11 п. 1 ст. 14 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» (заявление об отставке, отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, а также, если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве с председателем или заместителем председателя того же суда и др.) Ранее предусматривалась лишь возможность досрочного прекращение полномочий судьи по данным основаниям.

Упрощена процедура принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу. Теперь для принятия такого решения не требуется основания в виде заключения соответствующей судебной коллегии о наличии в действиях судьи признаков преступления. Соответствующие поправки внесены в УПК РФ.

(Продолжение следует)