ПРАВО.ru
Актуальные темы
7 марта 2013, 0:52

Правовой ландшафт Венесуэлы Уго Чавеса

Правовой ландшафт Венесуэлы Уго Чавеса

Президент Венесуэлы Уго Чавес, скоропостижно скончавшийся от рака в возрасте 58 лет, был из числа наиболее самобытных мировых лидеров и флагманов "нового социализма". Одни считали его популистом, горлопаном и клоуном, другие – эффективным реформатором и заступником бедняков. С 1999 года он практически без перерывов управлял южноамериканской нефтяной державой, коренным образом изменив все общественные и политические институты Венесуэлы.

"Право.Ru" рассказывает о законотворческой деятельности Чавеса и контролируемой его сторонниками Национальной Ассамблеи (парламента), двух конституционных реформах и уголовных процессах, разговоры о которых вышли далеко за пределы национального информационного пространства.

Народная Конституция’99

Придя к власти в результате выборов 1998 года, Чавес немедленно предложил переписать конституцию страны, сделав ее одновременно современной и "боливарианской". На референдуме идея получила поддержку 72% населения, после чего был создан ad hoc государственный орган – Национальная конституционная ассамблея, которой отвели шесть месяцев на написание нового основного закона.

Конституция была завершена в срок и получилась одной из самых длинных в мире, уступая по объему только индийской. 116 из 300 ее статей были посвящены правам человека, причем к стандартным положениям большинства конституций демократических стран, вроде гарантии свободы выражения, добавились и экзотические: право на трудоустройство, обеспечение жильем и бесплатный доступ к медицине. Парламент, согласно документу, становился однопалатным, его полномочия существенно сокращались, а президентская власть была, наоборот, расширена. Вводился также механизм отзыва главы государства с поста. Для этого требовалась петиция с определенным количеством подписей, после чего устраивался референдум. Такая процедура в отношении самого Чавеса была инициирована в 2004 году, однако президент устоял, получив поддержку 59% населения.

В период работы над конституцией случился кризис судебной системы. Национальная конституционная ассамблея получила право увольнять судей, которых подозревали в коррупции при прежнем режиме. Таким образом работы лишились более 2000 судей. Верховный суд после длительных дебатов подтвердил правомочность этой чистки, после чего глава ВС Сесилия Соса Гомес демонстративно ушла в отставку. Новая конституция, которая была окончательно принята после всенародного референдума, упразднила Верховный суд, вместо которого учреждался Верховный трибунал юстиции (Tribunal Supremo de Justicia), исполняющий функции как Верховного, так и Конституционного суда.

Национализация, земельная амнистия и другие законы

В 2007 году Чавес запустил мощнейшую программу по национализации крупнейших секторов экономики. По официально озвученной версии, правительство намеревалось таким образом снизить цены на внутреннем рынке, а также "справедливо" перераспределить доход от использования внутренних богатств. Законодательная база для совершения принудительных сделок по выкупу частных активов уже существовала, ее основы были заложены конституционной реформой. В итоге государство приобрело доли в предприятиях нефтедобывающей, цементной, металлургической промышленности, а также в сфере коммуникаций и финансов. Несмотря на то, что независимые аналитики называли стоимость сделок близкой к рыночной, не все собственники остались довольны. Exxon и ConocoPhillips (США) до сих пор оспаривают национализацию в международных арбитражных судах, другие игроки, например, Total (Франция) и StatoilHydro (Норвегия) остались удовлетворены компенсациями.

Обида на Чавеса после национализации осталась и у российских инвесторов. Компания Rusoro Mining Ltd., которая специализировалась на добыче золота, успела вложить в венесуэльское подразделение $750 млн, по оценке исполнительного директора Андрея Агапова. Не получив после передачи предприятия государству ни единого боливара, руководство обратилось в трибунал Всемирного банка. Их жалоба стала одной из последних среди 20 поданных на этот момент заявлений.

Еще один закон, который обеспечил Чавесу громадную популярность среди слабо обеспеченных слоев населения, давал отмашку так называемой "земельной амнистии". Участки, незаконно захваченные или используемые на протяжении долгого времени, правительство передавало в собственность венесуэльцам, прилагая все основные права на совершение сделок с ними. За 10 лет действия амнистии легальными землевладельцами стали около миллиона человек.

Модификация налогового законодательства в духе "социализма XXI века" стала третьим столпом нормотворческой активности Чавеса. По его предложению налог с продаж был уменьшен с 14% до 9%, введены налоги на приобретение "товаров излишнего потребления" и предметов роскоши. Появился налог на транзакции, совершаемые между двумя юридическими лицами, в размере 1,5% от суммы перевода.

Бесконечный Чавес

Президентство Чавеса было ограничено двумя последовательными сроками. Однако в 2007 году он, с одобрения парламента, провел референдум, одной из повесток которого стал вопрос об отмене этой конституционной нормы. Бесконечно переизбираться Чавесу не позволили: 51% венесуэльцев высказались против изменения основного закона. Этот факт не смутил "Команданте", и уже через год он решил спросить страну еще раз. Оппозиция настаивала на невозможности проводить одинаковые референдумы каждый год, однако на руку Чавесу сыграло то, что в первом случае тем для голосования было больше, в частности, обсуждалось прекращение автономии Центробанка. В 2008 году уже 54% проголосовавших одобрили идею "бесконечного президентства", а сам Чавес пообещал добровольно уйти в 2021 году в возрасте 67 лет.

Преследование судей

Вероятно, самым громким уголовным делом при Чавесе стало преследовании судьи из Каракаса Марии Лурдес Афиуни. В 2009 году она рассматривала вопрос об избрании меры пресечения для Элихио Седено, бизнесмена, обвиняемого в валютных спекуляциях. Рассудив, что обвиняемый ожидает суда в заключении уже три года, а венесуэльский УПК ограничивает досудебный арест двумя годами, она выпустила Седено под залог, и тот сразу же бежал из страны.

Судью Афиуни арестовали несколько дней спустя. По информации ООН, ее обвиняют в получении взятки, превышении должностных полномочий и организации побега. В прессе также писали, что Афиуни была лишена права на адвоката. После нескольких лет в женской тюрьме ее перевели под домашний арест – у судьи обнаружился рак. Чавес успел публично назвать ее "бандиткой" и отметить, что если бы Симон Боливар был жив, то незамедлительно пристрелил бы ее. Афиуни сейчас по-прежнему ожидает суда.

Другой венесуэльский судья Эладио Апонте в 2012 году дал интервью американской прессе, в котором имел смелость заявить, что в своих приговорах покрывал чиновников, замешанных в связях с наркомафией и колумбийской организацией FARC, которую США признают террористической. Сразу же после инцидента Апонте был вывезен из страны на американском дипломатическом самолете, а Штаты предоставили ему убежище. Дома же судью лишили статуса и возбудили против него уголовное дело в связи с получением взяток.

В венесуэльских тюрьмах оказывались и политические оппоненты Чавеса. В 2010 году оппозиционер и журналист Алехандро Пенья Эсклюза был арестован после обыска, когда полицейские нашли в столе его восьмилетней дочери взрывчатые вещества. Супруга Эсклюзы утверждала, что их подбросили сами правоохранители, а адвокат политика пожаловался, что не был допущен в обыскиваемый дом. Эсклюзу обвинили в намерении сорвать парламентские выборы серией терактов. После года в СИЗО, на протяжении которого правозащитные организации со всего мира требовали освободить политика, он был выпущен из тюрьмы, однако обвинения официально не сняты до сих пор.

Примечательным отражением правовой атмосферы режима Чавеса можно считать дело генерала Анхеля Виваса. В 2007 году офицер направил в Верховный трибунал юстиции заявление с требованием проверить конституционность официального девиза венесуэльской армии – "Родина! Социализм или смерть! Победа будет за нами!". По мнению Виваса, слоган политизирует армию, что запрещено основным законом. Он даже предложил взамен другой – "Смерть тирании! Да здравствует свобода!". Жалоба генерала была отклонена на месте, а на выходе из суда Виваса арестовали. Ему инкриминировалось нарушение воинской субординации, а также ряд эпизодов, о которых суд запретил ему распространяться. В 2012 году Вивас был приговорен военным судом Каракаса к четырем с половиной месяцам тюрьмы.