Госдума ищет способы, не потратив ни копейки, решить проблемы полиции, испытывающей трудности из-за серьезного сокращения штатов. Для этого парламентарии намерены развивать в России добровольные народные дружины по советскому образцу и привлекать граждан к внештатному сотрудничеству с полицейскими. Однако добровольцы не столь уж бескорыстны и ждут компенсации от властей.
Вчерашние слушания в Госдуме "Участие граждан в обеспечении общественной безопасности" были полностью посвящены обсуждению законопроекта "Об участии граждан в охране общественного порядка". В марте текущего года его внесла группа депутатов и сенаторов, среди которых единороссы Владимир Васильев, Ирина Яровая, Александр Хинштейн, эсерка Татьяна Москалькова. Документ должен на федеральном уровне закрепить правила, по которым граждане сотрудничают с полицией. Сейчас это регулируется на уровне субъектов.
Предполагается, что граждане смогут участвовать в охране общественного порядка в пяти формах: оказывать простое содействие (например, охранять общественный порядок на спортивных матчах), участвовать в добровольческой деятельности по розыску пропавших без вести, стать внештатным сотрудником полиции, народным дружинником или работать в общественных объединениях правоохранительной направленности. При этом граждане будут обязаны выполнять требования дружинников и внештатных полицейских, в противном случае им будет грозить штраф от 500 руб. до 2500 руб.
Основной докладчик от думского комитета по безопасности и противодействию коррупции единоросс Владимир Выборный в своей речи упирал на то, что в обществе существует запрос на оказание помощи правоохранительным органам. "По данным ВЦИОМ, 88% россиян согласны с тем, что граждане должны участвовать в помощи правоохранительным органам. Более половины из них готовы оказывать такое содействие", — заявил он. В то же время, рассказывал он, интерес к народным дружинам появился не сегодня: еще в советское время повязки дружинников носили около 7 млн человек. В современной России этот институт стал возрождаться около десяти лет назад.
С ним согласился начальник Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка МВД Юрий Демидов, по данным которого, более 14 000 народных дружин уже стоят на учете в органах власти и органах внутренних дел, более 190 000 народных дружинников участвуют в охране правопорядка (штат МВД был сокращен на 183 000 человек. — "Право.Ru"). "В 2012 году с их участием раскрыто более 32 000 преступлений, выявлено более 450 000 административных правонарушений", — рассказал он.
Несмотря на то что дружинники и добровольцы будут трудиться бесплатно (им положены только страховка и социальные гарантии на случай гибели или травмы), сегодняшний разговор постоянно возвращался к денежному вопросу. Законопроект предусматривает лишь, что финансовые, материально-технические заботы о внештатных сотрудниках лягут на плечи органов внутренних дел, а о народных дружинниках должны позаботиться (например, содействовать в выделении помещения) органы госвласти субъектов и местного самоуправления.
- Понятно, что региональные, муниципальные законы и нормативно-правовые акты будут определять основную часть социальных гарантий. Но федеральное финансирование я увидел только в одной позиции – о внештатных сотрудниках, — удивился зампредседателя правительства Ульяновской области Николай Маркин.
- Давайте будем реалистами. Вы думаете, что дадут второй бюджет на создание нового МВД? Если вы говорите о том, что пусть МВД профинансирует внештатных сотрудников, то тогда нам проще поставить вопрос о том, что МВД нужно увеличить штат и профинансировать своих сотрудников. Сегодня субъекты Федерации не участвуют в финансировании этой деятельности. В зависимости от наличия средств можно это делать, — отреагировала глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции, единоросска Ирина Яровая.
Но к денежной теме вновь вернулся начальник городского штаба добровольной народной дружины Волгограда Сергей Коротенко. Он рассказал, что им из городского бюджета ежегодно выделяется 8 млн руб., а дружинники получают 40 руб. в час.
- Убедительная просьба исключить из законопроекта слова [о том, что дружинник работает] "на безвозмездной основе", — произнес он.
- Подождите! Мы все-таки говорим о гражданской инициативе или платной деятельности? — возмутилась Яровая.
- Хотя бы на троллейбусе-трамвае добраться до места службы. Такого опыта, как в Москве (бесплатный проезд в общественном транспорта для дружинников), у нас нет, — предлагал Коротенко.
- На платной основе! Такого в законе об участии граждан в охране общественного порядка появиться просто не может, потому что это дискредитация самой идеи, — отчеканила Яровая.
Однако это, судя по всему, не мешает властям надеяться на то, что общественники частично возьмут на себя работу сокращенных в ходе реформы МВД сотрудников. Член Заксобрания Новосибирской области Владимир Захаров предложил разрешить иметь травматическое оружие внештатным участковым, "особенно в сельской местности" (законопроект запрещает добровольцам иметь его при себе на "службе"). "В связи с тем, что на 22% сокращено количество сотрудников органов внутренних дел, у нас в области на пять населенных пунктов один участковый. Расстояние (между населенными пунктами) 50 км", — обрисовал он сложившуюся ситуацию. Правильно, чтобы внештатный участковый имел возможность защитить граждан, считает депутат.
В то же время бесплатность и добровольность помощи правоохранителям не отменяет возможных поощрений для особо отличившихся граждан. Согласно законопроекту, им могут вручать благодарности, грамоты, ценные подарки, премии, государственные награды. Местные власти смогут предусмотреть специальные льготы и гарантии для дружинников. А федеральные власти обещают народным дружинникам и внештатным сотрудникам полиции право внеконкурсного поступления в вузы МВД. Правда, для этого срок сотрудничества с правоохранительной системой должен быть не менее двух лет.
Но именно последняя норма вызвала недоумение у Юрия Демидова из МВД. "Даже действующие сотрудники той же патрульно-постовой службы, участковые не имеют столь жестких императивов по внеконкурсному поступлению. Это (сотрудничество с полицией), безусловно, должно учитываться соответствующими комиссиями образовательных учреждений, но жесткая формулировка вряд ли нужна", — сказал Демин и предложил норму скорректировать.
Еще одно предложение по корректировке законопроекта высказал председатель Мосгордумы Владимир Платонов. Он предлагает вернуть в Уголовный кодекс статью из УК 1961 года, в которой говорилось о наказании за угрозу, насилие в отношении должностного лица или гражданина, выполняющего общественный долг. "Я считаю, нужно восстановить эти нормы, которые защищают любого гражданина, который пресекает преступление или правонарушение. Государство должно их защищать", — сказал он.
"Разделяю позицию. Особые меры в отношении любого гражданина, который берет на себя миссию пресечения противоправных действий, должна быть обеспечена, — согласилась бывшая прокурор Яровая. — Тогда у людей появится понимание, что если они вмешаются в ситуацию на улице, то сами не окажутся в бедственном положении".
Обсуждаемый законопроект пока готовится к первому чтению. В течение месяца у регионов будет возможность высказать свои предложения к нему, сегодня думский комитет по безопасности и противодействию коррупции отправил его "в рассылку".