ПРАВО.ru
Актуальные темы
17 апреля 2013, 16:35

"У нас нет правового государства, но это не страшно"

"У нас нет правового государства, но это не страшно"
Фото Право.Ru

Конституцию РФ менять не следует, ею нужно гордиться, считает один из ее авторов Сергей Шахрай. Но если "кого-то припрет" все-таки учредить в стране единый высший суд или присутствие, то способ исполнить это желание все же есть. А вообще все хорошо: российский основной закон дал импульс для нового развития страны, который пока безуспешно ищут на Западе.

Первую часть своей лекции в Госдуме, посвященной 20-летию Конституции РФ, глава аппарата Счетной палаты Сергей Шахрай, один из авторов основного закона, посвятил похвалам в адрес парламента путинских времен. Он напомнил, что Госдума в первые 5-7 лет после принятия Конституции, в тот период, когда ни одна из фракции не имела доминирующего положения, тормозила принятие конституционных законов. В результате, перечисял разрабочик, ФКЗ "О судебной системе РФ" принят только в 1996 году, а о правительстве и уполномоченном по правам человека — в 1997-м.

Теперь положение изменилось. "Если в середине 1990-х годов главным инструментом для продвижения идей и принципов Конституции стали КС и глава государства, законно противостоявшие воле большинства, то сегодня сам федеральный парламент стал не только просвещенным законодателем, но также идейным, вдохновенным защитником Конституции, ее коллективным пропагандистом и агитатором", — считает глава аппарата Счетной палаты. Видимо, Шахрай или не следит внимательно за работой Госдумы, которая иногда спустя несколько месяцев после принятия, меняет закон.

Но думает Шахрай примерно так же, как и парламентское большинство. Он повторил мысль главы думского комитета по госстроительству Владимира Плигина, что Россия пока не достигла идеала государственного устройства, заложенного в Конституции. "У нас еще нет реально федеративного государства, так же как и нет демократического правового государства, — говорил Шахрай. — На самом деле это нестрашно, и несмертельно – мало где они есть. Важно то, что мы модель заложили и определили направление движения".

Нужно гордиться Конституцией благодаря Путину

Затем Шахрай призвал аудиторию, большую часть которой составляли студенты, гордиться российской Конституцией. Первый повод для этого — срок ее действия. "Большинство демократических конституций не доживали даже до своего совершеннолетия. Средний период их полураспада составляет 17 лет", — говорил Шахрай. Об этом, по его словам, свидетельствуют результаты исследования более 300 конституций, принятых с 1789 года. Правда, уже следующий исторический пример показал, что само по себе долголетие конституции поводом для гордости быть не может — сталинская конституция 1937 года просуществовала более 20 лет.

Дольше аналогов российский Основной закон живет потому, что в ней детально закреплены только принципы, но не описаны решения на все случаи жизни, считает Шахрай. "[Она] — тот идеальный случай, универсальный дизайн, способный не только примирить конфликтующие силы, но и дать импульс для нового развития, который пока безуспешно ищут наши коллеги на Западе", — уверен он. Преимущество Конституции РФ, по мнению Шахрая, в том, что она способна "переформатировать действительность в заданном направлении, несмотря на отсутствие в стране политического консенсуса и временную слабость институтов государства".

Еще один повод для гордости за Конституцию, названный Шахраем, оказался неожиданным, если не двусмысленным. "Мы можем гордиться тем, что [она] стала первым в истории нашей страны конституционным актом, который, вопреки многочисленным инициативам и традициям, не был изменен с приходом на президентский пост в 2000 году нового лидера, — заявил лектор. — Наше общество было приучено к тому, что новый лидер – новая конституция: ленинская, сталинская, брежневская, ельцинская". О том, что в числе отечественных руководителей, не менявших Основной закон, были также Никита Хрущев и Дмитрий Медведев, Шахрай вспоминать не стал, а пример Владимира Путина привел президента Национальной федерации бадминтона России к следующему выводам: "Лидер страны умеет пользоваться Основным законом, и [этот] инструмент получился эффективным".

Позже в его речи прозвучали слова, которые объяснили, почему "умеет пользоваться". "Глава государства впервые был выведен из системы исполнительной власти и не погружен ни в какую другую традиционную ветвь власти", — сказал Шахрай.

Менять или не менять? 

Еще ни один крупный политик не высказался за изменение российской Конституции, но почти каждый, кому приходится говорить о конституционном порядке, считает нужным заявить, что трогать Основной закон не надо. Шахрай не стал исключением. "Прежде чем менять базовый текст, нужно провести инвентаризацию других форм [ее] реализации, а именно конституционных законов, решений КС, судебной практики, — рассуждал председатель Центральной контрольно-ревизионной комиссии Ассоциации юристов России по поводу ситуаций, когда возникает соблазн все-таки сделать это. — В 99,9% случаев оказывается, что не надо принимать поправку, нужно принять конституционный закон или обратиться к суду за официальным толкованием нормы Конституции".

Примером тому, судя по его словам, может быть идея создания единого высшего суда, как предлагают одни, или присутствия, о котором говорят другие. "Чтобы не менять Конституцию, если уж совсем припрет кого-то, можно принять еще один ФКЗ о случаях, когда  составы или руководители этих трех органов могут какие-то вопросы рассматривать", — предложил выход Шахрай.

Но вообще Шахрай видит в рассуждениях о необходимости изменения Конституции опасность для "политической стабильности и эффективного управления процессами общественного развития". По его словам, "бесконечные разговоры" о том, что ревизия основного закона — это единственное лекарство от "всех наших бед, включая дураков и дороги", привели к негативному результату. "Общество не слишком ценит, а еще меньше уважает то, что у него есть – действующую Конституцию страны", — заключил он.