Всего за год правовая ситуация в мире изменилась: тенденция к глобализации права сменилась на противоположную и российский бизнес рвется в родную юрисдикцию. По крайней мере, так думает премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. И российское государство, по его словам, делает все, чтобы российское законодательство было простым и привлекательным. А вот правовые привилегии для иностранных капиталовложений скоро могут исчезнуть – не нужна России "дедушкина оговорка", считает глава правительства.
В прошлом году самой яркой темой Петербургского международного юридического форума стала недобросовестная конкуренция правовых систем – случаи, когда право одного государства покушается на отношения, которые должно регулировать законодательство другого. Сначала о подобных случаях "злоупотребления правом" говорил председатель Высшего арбитражного суда РФ Антон Иванов, затем премьер-министр Дмитрий Медведев согласился с тем, что "неэффективность правовых систем" побуждает граждан и бизнес пользоваться иностранным правом и судами за границей, то такая неэффективность не может быть основанием для распространения чужой правовой системы на другие страны и на иностранных граждан. "За этим стоят не общегуманистические соображения, а вполне конкретные политические цели", – обосновал свою мысль глава правительства.
Сегодня Медведев, своим выступлением открывавший очередной ПМЮФ, вспомнил 2012 год, когда юристы в Петербурге говорили о новых вызовах в глобальном мире. Глава правительства нашел в произошедших с тех пор событиях – например, в мировой экономике, где сохраняется рецессия – подтверждение правильности многих мнений, прозвучавших 12 месяцев назад (каких именно, правда, премьер уточнять не стал). Во многом из-за нее, считает премьер, сейчас уже можно говорить о явлении, обратном глобализации права – ренационализации правовых систем. "Граждане и компании ищут поддержки своего государства, и это движение носит взаимный характер", – так видит ситуацию Медведев. В качестве примеров он привел налоговые льготы, кредиты, субсидии и прочие послабления, которые Россия предоставляет своим предпринимателям в обмен на соблюдение "баланса частных и публичных интересов".
Получается, что в проблемах мировой экономики Медведев видит плюс – она дала многим российским компаниям импульс возвращаться в родную правовую юрисдикцию. Однако и государство делает все для того, чтобы национальное право стало проще и привлекательнее, убеждал он собравшихся. Более того, добавил премьер, задача России – попасть в двадцатку лучших юрисдикций по части простоты открытия нового бизнеса. Для этого, по его словам, принимается законопроект о сокращении сроков для регистрации юридических лиц.
С этой же целью надо развивать альтернативное разрешение споров, поскольку уровень третейского разбирательства в России, считает Медведев, сейчас еще далек от должного. Законопроект о публикации всех поступающих в суды непроцессуальных обращений и другие новации, направленные на повышение транспарентности судебной систем – тоже должно, по словам премьера, служить росту престижа страны в мировой юриспруденции. Тут, правда, Медведев заметил, в то время как арбитражные суды почти полностью открыты, у судов общей юрисдикции все намного сложнее. Тому есть оправдание, считает премьер: удалять персональную информацию из каждого судебного акта – непростая работа.
А вот правовые привилегии для иностранных капиталовложений скоро могут исчезнуть. Глава правительства считает, что права внешних и внутренних инвесторов должны быть одинаковы, а потому необходимо избавиться от существующей в России так называемой дедушкиной оговорки – принципа защиты инвестора от изменения законодательства принимающей стороны.
После своего выступления Медведев слушал других участников и делал заметки. "В этот раз на бумаге, – в конце пленарного заседания заметил он, – а то год назад делал в айпэде, все потом написали, что играл".