Адвокат адвоката на пользу прервать может
Почти всю уходящую неделю в Мосгоре, где глава Замоскворецкого райсуда Наталья Никишина председательствует на процессе по "делу двенадцати" участников "массовых беспорядков" в столице накануне третьей инаугурации Владимира Путина допрашивали полковника полиции Дмитрия Дейниченко, отвечавшего за обеспечение общественного порядка на Болотной площади в день столкновений, 6 мая 2012 года. Но только в четверг, 11 июля, допрос обрел смысл. В первые два дня этот полицейский чин с легкостью уходил от конкретных ответов на несистематизированные вопросы адвокатов и подсудимых, а также отметился заявлением, что массовые беспорядки организовал депутат Илья Пономарев (тому пока даже обвинения не предъявляли).
На третий день защите удалось преломить ситуацию. Адвокат Сергей Бадамшин, практически прервав на полуслове коллегу по цеху Вячеслава Макарова, который задавал явно не относящиеся к делу вопросы о том, было ли у полиции огнестрельное оружие, заявил ходатайство об оглашении "трех групп документов". Во-первых, тех, которые посвящены организации акции 6 мая и разъясняют границы Болотной площади, где она должна была быть проведена (спокойный характер манифестация потеряла после того, как ее лидеры — Алексей Навальный и Сергей Удальцов обнаружили кордон ОМОНа уже на выходе с Малого Каменного моста и началась "сидячая забастовка"). Во-вторых, графической и текстовой информации, размещенной на официальном сайте ГУ МВД по Москве (расположение рамок металлодетекторов, маршрут движения и пр.). В-третьих, оглашение показаний Дейниченко на этапе предварительного следствия и подписанных им документов.
После этого Дейниченко признал, что мэрия Москвы согласовала для акции всю территорию Болотной площади, а не только ее часть в крайнем юго-восточном углу. Правда, при этом он продолжил настаивать, что на совещании 4 мая организаторы не просили открывать для участников сквер на Болотной площади (в день митинга их туда не пускали).
Нашлись и другие спорные моменты. Согласно его показаниям, колонна о главе с Удальцовым и Навальным "выразила намерение пройти к Большому Каменному мосту", "митинг на Болотной площади не являлся для организаторов самоцелью", и еще до начала акции "из интернета стало ясно, что [митингующие] будут прорываться" в сторону Кремля. Но теперь адвокат Вадим Клювгант обратил внимание Дейниченко, что в подписанной им справке от 6 мая 2012 года нет ни слова о призывах "прорывать" оцепление ОМОНа, следовать на Большой Каменный мост и в сторону Боровицкой площади, однако спустя год с лишним в суде свидетель решил заявить об этом. Дейниченко на это ответил, что сразу после событий эту информацию он важной не считал, а за саму справку не отвечает.
Амнистия репрессии против бизнеса не отменяет
Премьер стал арбитром в деле о третейских судах
На встрече премьер-министра Дмитрия Медведева с бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей на уходящей неделе обсуждался вопрос реформы третейских судов. Идея иметь в России столь же авторитетные третейские суды, как в Великобритании, Швейцарии или Франции, Дмитрию Медведеву понравилась. "Это было бы классно", — отреагировал премьер.
Но Минэкономразвития и Минюст при разработке концепции реформы не сходились в принципиальных моментах. Так, ведомство Алексея Улюкаева предлагало ввести госрегистрацию третейских судов с последующим переходом на саморегуляцию. С этим был категорически не согласен Минюст, ссылаясь на практику стран с развитыми правопорядками и сомневаясь в том, что госрегистрация станет барьером для "карманных судов". Александр Коновалов и его сотрудники предложили назвать "орган текущего содействия и контроля в отношении арбитража" и ввести норму об исполнении решений третейских арбитражей только через государственные суды.
Прогнозировать, каким будет окончательный вариант концепции реформы третейских судов, сложно. Однако знаковой может стать рекомендация Дмитрия Медведева, данная правлению РСПП: "все же договориться с Минюстом" и таким образом "примирить" министерства.
Диспут в ВАС по практическим аспектам банкротства
Высший арбитражный суд решил дать новые толкования законодательству о банкротстве — в частности, по вопросам оспаривания сделок с предпочтением, банковских платежей, доказательной базы, бремени доказывания, а также по ряду других проблем. Но столкнулся с объединенной оппозицией чиновников, а также их союзников из государственных и лоббистских структур.
Дискуссия была редкой по накалу. Критикам не нравилась растущая роль суда и потенциальное увеличение рисков для государства (возможно, кажущееся). Не обошлось и без упреков в том, что ВАС вторгается в сферу ответственности законодателя. А Антон Иванов напомнил критикам, что судья не является техническим специалистом и всегда изучает все обстоятельства дела.
Чиновник-дебошир добился в КС изменения "репутационных" законов
На уходящей неделе КС РФ огласил свое решение по жалобе бывшего сургутского чиновника Евгения Крылова, дебош с участием которого оказался на видеозаписи, а затем попал в интернет. Поскольку Youtube и некоторые другие сайты, где был размещен материал, к СМИ не относятся, Крылов не смог добиться через суды изъятия оттуда неудобной для него информации. Поэтому он решил искать защиты в Конституционном суде и обжаловал п.1, 5 и 6 ст.152 ГК (защита чести, достоинства и деловой репутации).
Несмотря на то что на публичных слушаниях у оспариваемой Крыловым статьи нашлось множество заступников из числа представителей президентской, законодательной и исполнительной власти, после двух недель раздумий Конституционный суд принял сторону заявителя. В своем постановлении он напомнил, что Конституция не допускает умаления человеческого достоинства, а потому право на свободу слова может быть ограничено, в том числе это касается и интернета. При этом проблема с оспариваемыми нормами, по мнению судей, все-таки есть: они прямо не требуют удаления порочащих сведений, признанных судом не соответствующими действительности, с сайтов, которые не являются СМИ. Нет и ответственности за неисполнение требований об удалении такой информации. Потому, постановил КС РФ, необходимо введение дополнительных законодательных гарантий защиты чести, достоинства и деловой репутации в интернете. А правоприменительные решения по делу Крылова подлежат пересмотру.
Судьи без наказания…
Уходящая неделя оказалась богата на новости о судьях, оказавшихся в неладах с законом. Прокуратура Ульяновской области обжаловала приговор бывшему судье подмосковного Щелковского горсуда Валерию Сасу за ДТП с двумя погибшими. Гособвинение считает, что ему нужно дать "более строгое наказание" — в 8,5 лет колонии общего режима. Между тем, экс-судья, получивший 5,5 года поселения, может пробыть на свободе до осени. Дело в том, что Ульяновский облсуд обязал его лично явиться в колонию-поселение с вещами "после вступления в силу приговора".
Тем временем в Нижнем Новгороде были задержаны федеральный судья и его сообщница, получившие 150 000 руб. за "лояльное отношение при апелляционном рассмотрении уголовного дела в суде", а в Оренбурге бывшая судья Ленинского районного суда Екатерина Кузнецова, обвиняемая в 17 неправосудных решениях, вновь не пришла на собственный процесс. Хотя ее уголовное дело было направлено в суд для рассмотрения по существу в середине мая, с тех пор в течение двух месяцев его рассмотрение переносится — то по причине болезни подсудимой, то из-за отпуска судьи.
А адвокат Игорь Трунов грозит карами судье Ольге Зельдиной, которая признала виновной в резонансном ДТП на Ленинском проспекте с машиной вице-президента "Лукойла" Анатолия Баркова погибшую в этой аварии Ольгу Александрину. Трунов требует от главы СКР Александра Бастрыкина привлечь к уголовной ответственности Зельдину, поскольку уверен, что вынесенный ею первый посмертный приговор "носит противозаконный характер и содержит признаки заведомой неправосудности".
… А погибший в СИЗО — с приговором
Коллеги заступились за адвокатов Pussy Riot
Единственная участница панк-группы Pussy Riot Екатерина Самуцевич, получившая условное наказание за "панк-молебен" "Богородица, Путина прогони" в храме Христа Спасителя, не смогла добиться в Адвокатской палате Москвы санкций для первого состава защитников по делу. "Дисциплинарная комиссия прекратила производство по жалобе Самуцевич в отношении меня и Фейгина за отсутствием допустимого повода", — написал 10 июня в Твиттере Полозов. Окончательное решение совета палаты ожидается 25 июля.
Самуцевич была недовольна тем, что защитники не возвращают ей ключи от квартиры, паспорт и отказываются передать жалобу в ЕСПЧ на ее арест, писал "Коммерсант". По ее словам, адвокаты без ее разрешения публиковали ее письма, действовали не в ее, а в собственных интересах, а также распространяли о ней клеветническую информацию в СМИ, уточняет РАПСИ. Ее оппоненты говорили, что она лжет.
Подробнее >>