В ближайшее время на рассмотрение Госдумы будет внесен проект нового закона «О средствах массовой информации».
Срок его вступления в силу — 1 января 2010 года. Работу над документом с весны 2008 года вела специально созданная для этого рабочая группа под руководством вице-спикера Олега Морозова.
По данным «Независимой газеты», в документе предлагается включить интернет-издания в перечень СМИ, предостеречь прессу от пропаганды терроризма и экстремистской деятельности, отдельные положения законопроекта переплетаются с законопроектом «Об инсайде».
Об Интернет-изданиях
В перечень СМИ теперь будут включены электронные средства массовой информации. Ими будут считаться зарегистрированные СМИ, имеющие постоянное название, сетевой адрес и обновляемые не реже одного раза в год. Их продукция доводится до всеобщего сведения по информационно-телекоммуникационным сетям таким образом, что пользователи сети могут иметь доступ к ней из любого места сети и в любое время по их собственному выбору. Впрочем, собственник информационного ресурса, размещенного в сети, вправе не предоставлять его на регистрацию в качестве сетевого СМИ. В этом случае на такой ресурс и его владельца не распространяются правила, установленные новым законом.
Об экстремистской деятельности
СМИ, замеченные в причастности к пропаганде экстремизма, должны быть закрыты по решению суда при наличии не менее одного письменного предупреждения регистрирующего органа, вынесенного не ранее чем за 12 месяцев до обращения регистрирующего органа в суд.
Кроме этого, СМИ не должны «распространять сведения, преднамеренно дезориентирующие население, оказавшееся в зоне проведения контртеррористической операции, раскрывающие специальные технические и тактические приемы ведения контртеррористической операции, содержащие сведения об участниках операции и затрагивающие частную жизнь людей, оказавшихся в зоне проведения операции».
Об иностранцах
В законопроекте также прописаны моменты, связанные с финансированием СМИ. Иностранные инвесторы, желающие вкладывать средства в телевизионные и радиовещательные российские СМИ, охватывающие вещанием более половины жителей страны, должны получить разрешение на инвестиции в соответствующих органах власти. Таким образом, закон «О СМИ» коррелируется с принятым весной прошлого года Федеральным законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».
О чиновниках
Распространение продукции СМИ согласно законопроекту является социально значимой услугой. Поэтому воспрепятствование распространению информации должностными лицами или органами государственной власти и местного самоуправления не допускается. Законопроект накладывает на органы государственной и местной власти обязанность предоставлять СМИ интересующую граждан информацию. Однако в документе содержится оговорка, перекликающаяся с законопроектом об инсайде. Согласно ней, эти правила распространяются на информацию о деятельности коммерческих организаций только в той части, в какой данная информация затрагивает общественные интересы и не может быть предметом коммерческой тайны. Надо отметить, что в законе не проведена четкая дефиниция между общественно значимой информацией и коммерческой тайной. Таким образом, чиновники могут по-прежнему отказываться от комментариев, оправдывая свое молчание интересами частных компаний.
История вопроса
Инициаторы разработки нового закона «О СМИ» аргументировали потребность этого шага в первую очередь тем, что с развитием Интернета широкое распространение получили сетевые СМИ, а действующий закон, принятый в начале девяностых годов прошлого века, даже не знал такого понятия. Кроме того, старому закону неведома была угроза терроризма и экстремизма. При этом надо учесть, что за последние десять лет медиаотрасль оформилась как бизнес, и ее вклад в ВВП по официальным данным составляет около 1,7 процента. В результате в отрасли возникли бизнес-отношения — между вещателем и кабельными операторами, между собственниками СМИ и редакционными коллективами, между издателями и распространителями.
Напомним, спикер Совета Федерации Сергей Миронов не так давно выступал с инициативами по созданию специального органа, контролирующего содержание передач на телеканалах. Однако его предложение не получило должного отклика.
В конце апреля 2008 года Госдума в первом чтении приняла поправку в закон «О СМИ», предложенную членом фракции «Единая Россия» Робертом Шлегелем. Данный законопроект позволял закрывать СМИ за неоднократную публикацию материалов клеветнического характера. Шлегель предлагал привлекать к ответственности не только журналиста, но и редакцию, главного редактора, а также собственника СМИ. При голосовании законопроект поддержали 399 депутатов, один был против и два воздержались.
Однако уже 18 мая лидер «единороссов» Борис Грызлов заявил, что поправку фракция не поддерживает. При объявлении этого решения он сослался на мнение президента Дмитрия Медведева, который считает, что «в таком виде поправки сейчас преждевременны». Тогда же Грызлов объявил, что решено сформировать рабочую группу, которая начнет подготовку комплекса необходимых изменений в закон «О СМИ».
В середине ноября 2008 года стало известно, что новая редакция закона «О СМИ» окажется либеральнее предыдущих. В Союзе журналистов объяснили ряд послаблений «значительной работой», которая была проведена с "единороссами. Однако директор Центра экстремальной журналистики Олег Панфилов, уверен, что это стало следствием приказа свыше. «Просто власть ведет свою игру», — считает эксперт, поясняя, что 95 процентов населения получают информацию только из программ российского телевидения, которые находятся под контролем государства.
Мнения экспертов
В середине марта этого года Минкомсвязи предложила исключить из проекта поправок к Федеральному закону «О СМИ» определение понятия «порнография», а также пункты, касающиеся заказных материалов и освещения журналистами антитеррористических операций. При этом в отзыве Минкомсвязи не было нареканий к концепции законопроекта
Один из авторов законопроекта Михаил Федотов с рекомендациями Минкомсвязи согласился лишь отчасти: «Порнография — это действительно уголовное преступление, и упоминание о ней должно содержаться в Уголовном кодексе». В то же время авторы выступают против того, чтобы перенести положения, касающиеся рекламы, из закона «О СМИ» в закон «О рекламе». «Мы говорим в первую очередь о недопустимости распространения политической и иной рекламы под видом информационного, редакционного или авторского материала», — пояснил Федотов "Газете".
Федотов не согласен и с пожеланием Минкомсвязи о том, что условия работы в зоне контртеррористической операции должны содержаться в законе «О противодействии терроризму».
Кроме того автор законопроекта считает спорной еще одну рекомендацию министерства: «Понятие „сетевое средство массовой информации“ требует доработки, поскольку отсутствие регистрации в качестве средства массовой информации фактически по формальным признакам не мешает оставаться средством массовой информации». По мнению Федотова, при таком подходе под действие закона могут подпасть вообще все ресурсы — от порнографических до официальных сайтов банков.
По словам Федотова, преимущества этого законопроекта состоят в том, что он приведен в соответствие с Конституцией, действующими федеральными законами и кодексами: «В нем прописано много немаловажных деталей, которые позволят закону работать лучше».
При этом автор опасается, что у законопроекта могут возникнуть сложности с прохождением в Госдуме: «Если бы в нем были прописаны более жесткие рамки ответственности за распространение информации, Дума приняла бы его за две недели. Но там лишь содержится уточнение вопросов ответственности СМИ и гарантии свободы распространения информации», — отметил Федотов.