Если приставы не по адресу перечислили деньги, которые поступили от должника, – это проблемы приставов, а не должника, напомнил Верховный суд. Обязанность погасить долг считается исполненной, если на депозитный счет поступило достаточно денег. Такие указания ВС дал в деле Игоря Филатова*, которого в 2011 году приговорили к лишению свободы и штрафу в 50 000 руб. В колонии Филатов работал, бухгалтерия вычитала деньги из зарплаты, и в 2015 году долг был погашен. Филатов вышел по УДО, и в марте 2016 года подал заявление в УФМС о выдаче заграничного паспорта, но ему отказали из-за того, что исполнительное производство не остановили. Должник предоставил все документы из колонии, что деньги перечислены, и вновь пошел за документом, но вступил в силу новый запрет. В службе приставов Филатову объяснили, что он должен 19 664 руб.
Оказалось, что эти деньги были перечислены ООО «Доминик» по другому исполнительному производству. Должник с этим не согласился и отправился в суд. По мнению Филатова, приставы ошиблись и отправили средства не на тот счет, ведь уголовный штраф надо было погасить в первую очередь. Истец напомнил положения п. 1 ст. 111 о четырех очередях взыскателей:
- в первую очередь выплачиваются алименты, компенсация вреда здоровью, морального вреда или связанного со смертью кормильца, возмещение ущерба, причиненного преступлением;
- во вторую очередь – требования по оплате выходных пособий и зарплат по трудовому договору, вознаграждения авторам;
- в третью – долги по налогам и сборам;
- в четвертую – все остальное.
С этими доводами согласился районный суд. Он отменил запрет на выезд и обязал пристава закончить исполнительное производство по уголовному штрафу.
Его решение отменил Мурманский областной суд, занявший сторону приставов (определение № 33а-2499-2017). По его мнению, фактическое исполнение означает передачу средств непосредственно взыскателю. Уголовный штраф уплачен не полностью – а значит, нет причин прекращать исполнительное производство. Приставы, в свою очередь, приняли все меры, чтобы «выяснить обстоятельства удержания средств с должника и перечислить денежные средства на различные счета». «Мотивировка апелляции туманная, – считает управляющий партнер АБ Юрий Пустовит. – Областной суд не дал ясного ответа на главный вопрос в деле: кто отвечает за перечисление денег, которые уже поступили на депозит приставов».
На него ответил Верховный суд, который рассмотрел жалобу Филатова. Должник не может нести ответственность за ошибки приставов, которые неверно распределили полученные деньги, указала административная коллегия ВС. Осуждённый полностью выплатил штраф, как подтвердила колония. А значит, приставы должны были прекратить производство и разрешить выезд за границу.
«Должник не может нести ответственность за ошибки приставов», – Верховный суд.
Пристав упустил из виду правила очередности платежей, говорит старший партнер АБ Ярослав Самородов. В этом деле разрешала выехать за границу одна пристав, а запрещала – уже другая. Самородов полагает, что это еще раз показывает проблему текучки кадров ФССП. «Сложно быть внимательным, когда тебе дают тысячу дел до потолка, где конь не валялся очень давно», – говорит юрист.
Апелляция, по мнению Самородова, могла поддержать ФССП, чтобы избежать риска взыскания издержек с бюджета. Ведь взыскатель может требовать неустойку с приставов, если они нарушили срок перечисления денег, рассказывает Пустовит. По закону чиновники должны отправить деньги по адресу в течение пяти операционных дней с момента, как их получили. А если по вине ФССП сорвалась заграничная поездка, турист может включить в состав убытков все свои расходы: оплату гостиницы, билетов, траты на получение визы. Кроме того, продолжает Пустовит, можно требовать и компенсацию морального вреда.
* – имя и фамилия изменены редакцией.