Результаты исследования основаны на интервью с 33 ведущими инхаусами немецких фирм, некоторые из которых «дочки» бизнеса, базирующегося в Азии, Латинской Америке и США. Профессор из Оксфорда Мари Сако, которая проводила исследование, сделала вывод, что бизнес беспокоится по поводу рисков как юридического, так и неюридического характера. Например, вероятность коррупции или репутационных потерь. Опасения и внутренний контроль за работой компании и её контрагентов усилились после ряда антимонопольных расследований и случаев взяточничества.
Из-за этого всё больше работы остается внутри департамента, а консультантов стали отбирать тщательнее. Такой подход позволяет лучше кооперироваться с другими, кто вовлечен в решение смежных вопросов. Например, с департаментами корпоративного маркетинга или комплаенса. Раньше от консультантов отказывались исключительно из-за высокой стоимости их услуг, отмечает Мари Сако, сейчас же причины другие.
В последнем исследовании Сако пришла к выводу, что в Германии наблюдается «заметная тенденция к систематизации корпоративных отношений с юридическими фирмами».
Это выражается, во-первых, в создании юридических панелей с формализованной оценкой продуктивности работы юристов, во-вторых, в запросе на большую прозрачность в вопросе ценообразования консультантов, которые используют альтернативные биллинговые соглашения, и, в-третьих, в попытках работы с новыми провайдерами юридических услуг, в том числе с бутиками и альтернативными провайдерами юруслуг.
Компании часто нанимают консультантов, когда им не хватает экспертов, чтобы решить вопрос самостоятельно. Но другая причина обращения в юрфирму, согласно исследованию, это поиски внешнего подтверждения своих действий и «второго мнения» в областях, где решение вопроса может быть неоднозначным.
Когда нужна помощь извне, многие фирмы не позволяют бизнес-подразделениям выбирать фирму самостоятельно: возможность такого выбора уходит в прошлое и её сменяет работа с фирмами из официального «белого списка», которые по мере развития отношений с бизнесом «лучше его узнают». В панель фирмы выбираются исходя из их экспертизы, репутации на рынке и оценки результатов работы с компанией, приходят к выводу исследователи.
В более крупных компаниях есть иерархия панелей – из одних выбирают консультантов для работы в рамках страны, из других – для работы на европейском и глобальном уровнях.
Другие результаты исследования:
- Биллинг по-прежнему активно используется в Германии и других европейских странах, но некоторые крупные фирмы выступают за большую прозрачность в вопросах ценообразования консультантов. Они, помимо прочего, хотят понимать, кто именно ведет работу над проектом – партнер или ассоциат.
- Небольшие компании, которые не обладают такими ресурсами, как транснациональные корпорации, стараются снизить расходы, используя альтернативные соглашения об оплате юруслуг: фиксированную стоимость или «capped fees», особенно если речь идет о бутиковых юрфирмах.
- Бутиковые фирмы становятся популярнее – во всяком случае, в Германии. Младшие юристы покидают международные компании и открывают собственные практики, привлекая клиентов более эффективным ценообразованием и гибкими предложениями.