22 января 2017 года комитет по законодательству и госстроительству обсудил законопроект об ответственности за нарушение тишины ночью. Депутаты ЛДПР предлагают закрепить наказание на общегосударственном уровне – в Кодексе об административных правонарушениях. За нарушение покоя в жилых зонах с 22 до 7 часов предлагают наказывать штрафами до 2000 руб. для граждан, до 20 000 руб. для должностных лиц и до 100 000 руб. для юридических лиц. А заниматься этим будет исключительно полиция.
Сейчас штрафы устанавливаются на местном уровне, а наказания – общий вопрос ведения государства и местной власти. Но совместная работа в большинстве субъектов налажена плохо, считают авторы законопроекта. Представители региональных структур (если они вообще этим занимаются) не могут оперативно возбуждать административные дела за шум ночью, потому что у них нет права проверять документы, получать необходимые пояснения по этим делам и т. п., говорится в пояснительной записке. Их работа часто недостаточно регламентирована, их режим не позволяет оперативно выехать и пресечь нарушение. Полиция сама по себе тоже не обладает всеми нужными полномочиями. По мнению авторов законопроекта, особенно от этого могут пострадать москвичи, которые живут рядом с многочисленными стройками, в том числе строительством новых домов по программе реновации. Опыт работы Дептранса Москвы и подчиненных ему структур показывает, что в приоритете «коммерческая» заинтересованность, а не права граждан, говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Кто сделает потише
По словам одного из авторов законопроекта Ярослава Нилова, практика пресечения нарушений не налажена даже в Москве. «Если ночью идет стройка или погрузка-разгрузка товаров – можно вызвать сотрудников полиции, но они ничего не могут сделать, кроме как принять заявление», – объяснил депутат ЛДПР.
Проблему признал замминистра внутренних дел Игорь Зубов. Но, по его мнению, решения должны быть другими: через сотрудничество органов МВД и муниципальных органов общественного порядка. Он вспомнил «дискотеки в курортных городах до пяти утра». Правила там устанавливают местные власти, значит, они должны и наказывать за невыполнение, заявил Зубов.
– Создавайте институт муниципальных помощников полицейских, – предложил Зубов. – Москва имеет возможности. Мы согласны так вопрос решать, хоть это и не очень быстро.
С Зубовым был согласен член комитета, депутат Даниил Бессарабов. Он высказался спокойнее Нилова: «В большинстве мест приняты свои нормы. Если сигнал поступает – полицейские выезжают и составляют рапорт, а потом передают его должностным лицам органа местного самоуправления, которые занимаются делом дальше». А если речь идет о мелком хулиганстве или распитии спиртных напитков – можно применять КоАП, обратил внимание Бессарабов. Он не увидел «правовых оснований» одобрить законопроект.
А вот единоросс Николай Брыкин решил поддержать автора законопроекта Нилова: «К этому нельзя относиться вяло. Проблема есть, инициативу буду поддерживать». Брыкин рассказал, что у него есть несколько обращений. В частности, из Крыма, с Гурзуфа, «где вообще никто не реагирует».
– Проблема есть, – согласился глава комитета Павел Крашенинников. – Но она в юридической плоскости. Не может быть ответственности на федеральном уровне, если на нем нет правила. Голосовать за него не будем, а сроки рассмотрения перенесем.