ПРАВО.ru
Юрист
7 февраля 2019, 8:36

Бывший журналист и партнер: идеальный пиарщик для юрфирмы

Бывший журналист и партнер: идеальный пиарщик для юрфирмы
Найти хорошего юридического пиарщика удобнее всего по рекомендациям от коллег, которые с ним уже работали. Но небольшим юркомпаниям из регионов подобрать такого специалиста тяжело. Зато можно взять на эту должность опытного журналиста из местного делового издания и обучить его. Часть юристов считает, что функционал пиарщика в юрфирме может взять на себя и один из партнеров-экстравертов. Правда, для этого ему придется избавиться от лишнего снобизма и быть готовым к максимальной открытости.

Как юристу подобрать хорошего пиарщика

Инга Скворцова, директор по маркетингу Клифф Клифф Федеральный рейтинг. группа Защита персональных данных группа Цифровая экономика группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: mid market) группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) 42место По выручке рассказывает, что в крупных российских и иностранных юрфирмах есть целые отделы маркетинга или PR, работу которых партнеры юркомпаний оценивают по определенным критериям. Среди них – количество практик, которые попали в рейтинги лучших юрфирм, число комментариев для целевых СМИ, рост подписчиков на страницах компании в соцсетях и т.д. Но далеко не все юркомпании могут позволить себе пиар-департаменты или высокооплачиваемых специалистов в этой сфере. Так что средним и мелким организациям найти хорошего пиарщика, по словам Скворцовой, сложнее. В такой ситуации совет один – выбирать пиарщика по рекомендации, поясняет Елена Успенская, PR-директор Адвокатское Бюро ЕПАМ Адвокатское Бюро ЕПАМ Федеральный рейтинг. группа АПК и сельское хозяйство группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж группа Морское право группа Недвижимость, земля, строительство (mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа Страховое право группа Трудовое и миграционное право группа Уголовное право группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Защита персональных данных группа Земельное право группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: high market) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Природные ресурсы группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Рынки капиталов группа Семейное и наследственное право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика группа Частный капитал группа Экологическое право группа Энергетика 1место По выручке 1место По количеству юристов 5место По выручке на юриста Профайл компании . Ведь лучше всего определить профессионала по его «послужному списку», подчеркивает Анна Можаева, PR&Marketing-менеджер Инфралекс Инфралекс Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Банкротство (споры high market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Недвижимость, земля, строительство (mid market) группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Антимонопольное право группа Санкционное право группа Семейное и наследственное право группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Трудовое и миграционное право группа Уголовное право Профайл компании : «Попросите предоставить портфолио кейсов. Не лишним будет пообщаться с его предыдущими работодателями».

Если искать не по рекомендации, то стоит последить за специалистами в публичном поле, говорит директор по развитию Павлова, Голотвин, Быканов и партнеры Павлова, Голотвин, Быканов и партнеры Федеральный рейтинг. группа Семейное и наследственное право группа Банкротство (споры mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции Наталья Клейн: «Надо определить, кто выступает на мероприятиях, публикуется в СМИ и ведет свои профессиональные страницы в соцсетях. Самозванцам обычно нечего сказать по делу и в публичном пространстве они мелькают редко». 

Самое главное – найдите человека, которому вы доверяете, ведь он будет погружен в большой объем чувствительной информации. 

Анна Можаева, PR&Marketing-менеджер ЮФ Инфралекс

Но важнее не столько грамотно выбрать специалиста, а правильно работать с пиарщиком, поясняет Успенская: «Нужно видеть в нем партнера и прислушиваться к его мнению, не ждать быстрого магического прироста клиентуры, не утаивать информацию и правильно ставить цели». Если PR-специалиста берете не в штат, а на подряд, то пропишите в контракте конкретные и рациональные KPI, советует эксперт: «В частности, количество комментариев не вообще, а в целевой прессе». 

Вредные советы: как потерять прибыль с помощью PR

Тогда не лишним будет расспросить пиарщика о связях с журналистами юридических и деловых изданий, а также поинтересоваться насчет базы проверенных подрядчиков, советует Александра Старостина, старший PR-менеджер Пепеляев Групп Пепеляев Групп Федеральный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: high market) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Недвижимость, земля, строительство (high market) группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Природные ресурсы группа Трудовое и миграционное право группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Экологическое право группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа Защита персональных данных группа Земельное право группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика группа Международный арбитраж группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа Частный капитал . Если в ответ на подобные вопросы вам предложат начать работу с "закупки" комментариев или заказа джинсы, то таких людей следует обойти стороной, разъясняет советник КА Тарло и партнеры Владимир Крауз: «Человек должен иметь хорошее портофолио по работе со СМИ, знакомства среди журналистов в вашем регионе и понимать, что действительно интересно прессе, а не писать унылые пресс-релизы». И эксперт призывает партнеров юрфирм не путать бизнес-консультантов или маркетологов с пиарщиками: «Далеко не все объединяют в себе несколько компетенций. Пиарщик – это не продавец, поэтому не надо привязывать его наличие к прямой зависимости с доходами». 

А вообще, прежде чем рассуждать о том, как юристу выбрать профессионалов для управления брендом и продвижения на рынке, надо определиться, зачем ему это, говорит Станислав Петров, управляющий партнер ЮК Precedent consulting. Для чего юристу придется самому разобраться в пиаре, хотя бы на начальном уровне, отмечает Виталий Ветров, управляющий партнер Ветров и партнеры Ветров и партнеры Региональный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры: mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции : «Если базовая ступень понимания этой темы не пройдена, то риски бесполезной траты денег увеличиваются». Если сам юрист не чувствует пиар и не понимает, что ему нужно, то никакой специалист не поможет, уверен старший партнер Pen&Paper Константин Добрынин: «Поэтому ценен не тот эксперт, который скажет, что нужно делать, а тот, кто скажет, что точно делать не стоит». 

Но таких высококлассных PR-специалистов немного. Найти в регионе пиарщика, который имеет опыт работы с юридическим бизнесом, практически невозможно, утверждает Мария Ильяшенко, управляющий партнер юрпартнерства Юридическое партнерство «Курсив» Юридическое партнерство «Курсив» Региональный рейтинг. группа Антимонопольное право группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Налоговое консультирование и споры группа Недвижимость, земля, строительство группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры: high market) : "Такого специалиста можно только вырастить". В частности, этому сотруднику придется освоить специфику участия юркомпаний в рейтингах, что вряд ли получится сделать самостоятельно, подчеркивает юрист: "Нам потребовалось поучаствовать в специализированных конференциях, а также проконсультироваться у коллег из крупных юрфирм". В самом юрпартнерстве "Курсив" вопросами PR занимается сотрудник, который обладает серьезным опытом работы в деловых изданиях. 

При этом результативное продвижение юркомпании возможно только в тандеме работы пиарщика с юристами (партнерами) фирмы, объясняет Ильяшенко: «И подготовка к рейтингам, и написание экспертных статей для СМИ, и создание презентаций для публичных выступлений требует, прежде всего, времени и сил самого юриста». А пиар-специалист должен адаптировать такой контент, перевести с «юридического» языка на «человеческий», продвинуть и передать в «нужные руки», отмечает эксперт: «Можно сравнить его функции с работой продюсера». 

Работа с пиаром предназначена для тех, кто играет в долгую и целенаправленно реализовывает ту или иную маркетинговую стратегию – определенным путем позиционирует себя на рынке. Психологический дискомфорт у юриста может возникнуть, когда образ, создаваемый пиарщиком, и личное ощущение юриста не совпадают. Например, вдумчивому и спокойному юристу явно не стоит представляться в качестве «рубахи-парня».

Александр Маслов, управляющий партнер Юк Войнов, Маслов и партнеры

А вот Ветров считает, что небольшим юркомпаниям не нужен пиарщик. Петров объясняет, что в регионах прозрачная информационная среда и клиент без труда обнаружит даже незначительный PR-просчет, когда рекламная подача будет не соответствовать действительности: «Поэтому юрфирме лучше обойтись без привлечения подобного специалиста». По его словам, лучшим пиарщиком будет тот, кто органично интегрируется во все внутренние процессы компании, лучше всех ее знает, живет командой, ее продуктами, знает рынок и чувствует особенности оказания услуг: «То есть, речь идет про справляющегося со всеми своими обязанностями партнера». Практика подтверждает такой совет. Тот же Маслов признается, рассказывает, что в их юркомпании сам отвечает за PR-функцию: «Мы передаем на аутсорс минимальные вещи, которые связаны с пиаром отдельных мероприятий и этот опыт пока не слишком удачен». По его словам, тяжело объяснить свои потребности пиарщикам, чтобы они сделали то, что «надо тебе, а не то, что они умеют и обычно делают». 

Юрист, которому не нужен пиарщик

Качественный пиар занимает много времени, а не 10-15 минут в день, как часто пишут, обращает внимание Скворцова. Кроме того, юристу, который решит сам себя пиарить, необходимо быть экстравертом, говорит Можаева. Вместе с тем, он должен обладать чувством меры и коммуникабельностью, поясняет Успенская: «Сюда входят умения выслушать, понравиться и убедить». Ему надо видеть картину целиком, четко определять спрос, который он способен удовлетворить, добавляет эксперт. Сами юристы добавили к перечисленным качествам еще несколько черт. Станислав Солнцев, управляющий партнер Солнцев и партнеры Солнцев и партнеры Региональный рейтинг. группа Семейное и наследственное право группа Интеллектуальная собственность группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры: mid market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Недвижимость, земля, строительство группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции Профайл компании предупреждает коллег, что нужно быть готовым к публичности, максимальной открытости и развитию именно личного бренда руководителя и сотрудников.

Для начала я советую избавиться от присущего многим юристам снобизма по отношению к журналистам. Во-вторых, научитесь быть лаконичными, не заставляйте журналиста делать лишнюю работу или переводить на русский язык ваш «астренты» и «эстоппели» в комментарии. В-третьих, если используете соцсети или ведете блоги, то старайтесь писать обывательским языком, чтобы текст все понимали. И не превращайте аккаунты в соцсетях в доску объявлений своих достижений – скорее всего, от вас отпишутся. 

Владимир Крауз, советник КА Тарло и партнеры

По его словам, не менее важно набраться терпения: «Постоянный эффект наступает обычно через 6-12 месяцев, а в некоторых случаях и позже. Но пиар как реклама, если перестал тратить деньги и/или время, то эффект снижается». И отнеситесь к своему образу в пиаре чуть менее серьёзно и пафосно, советует Добрынин: «Иногда улыбка над самим собой помогает лучше, чем скучный рассказ о ваших юридических подвигах».

Про другие полезные пиар-советы можно будет узнать на конференции "Маркетинг юридической фирмы 7.0", которая состоится 14 февраля 2019 года.