Союзные вопросы
Советник судьи суда ЕАЭС Екатерина Дьяченко в самом начале выступления отметила, что утвержденные принципы конкуренции ЕАЭС положительно повлияли на национальные законодательства: «Особенно сильно на те страны, которые ранее не входили в таможенный союз: Армения и Киргизия». По ее словам, точечная донастройка правовых норм в антимонопольной сфере произошла и в Белоруссии. Она подчеркнула: общие правила конкуренции ЕАЭС обладают прямым действием в странах, которые являются членом этой организации. Правила сформулированы в форме запретов на все, что ограничивает конкуренцию. В частности, на координацию экономической деятельности – даже ту, которая лишь могла привести к наступлению вредных последствий.
Что такое координация экономической деятельности:
согласование действий компаний третьим лицом, которое не входит в одну группу организаций ни с одной из этих фирм и не работает на товарном рынке, на котором согласуются действия этих компаний.
Если обсуждаемые механизмы на уровне ЕАЭС уже существовали, то другие антимонопольные инструменты в ближайшее время только появятся. Дьяченко анонсировала готовящиеся новеллы. Так, Евразийская экономическая комиссия получит право выносить предупреждения и предостережения компаниям без назначения расследования. Подобными возможностями обладает ФАС России. Марта Сендрович, партнер польского офиса Allen & Overy, продолжая тему антимонопольного регулирования уже на примере Евросоюза, говорила о том, что регуляторам важно не навязывать компаниям штрафы, а совместными усилиями решать возникающие проблемы. По ее словам, это гораздо важнее, чем появление новых крупных судебных процессов вокруг вопросов нарушения конкуренции.
Имеет ли смысл антимонопольное решение пятилетней давности? Возможно, но спустя эти годы появились уже совсем другие проблемы, которые нужно решать в первую очередь. Надо помнить, что природа конкуренции отличается высоким уровнем сложности.
Как сделать грамотную торговую политику
Игорь Кокин, старший юрист Allen&Overy , остановился на антимонопольном регулировании единоличного поведения компании. В этой сфере он условно выделил два типа нарушений, которые допускают организации: «лечатся» экономическим обоснованием и «не лечатся». К первым относится сокращение производства товара. Эксперт объяснил, что этот процесс всегда можно оправдать невыгодной экономической ситуацией, санкциями и чем-то подобным.
А вот нарушения из второй группы так просто объяснить не получится. Если речь идет о полном изъятии товара из обращения, то экономическое обоснование такому поведению подобрать не удастся, отметил юрист: «С производством же ничего не происходит, а просто идет работа «на склад», чтобы создать искусственный дефицит и потом заработать на этом».
Кроме того, компаниям важно не допускать и дискриминацию в своей деятельности. В частности, когда дело касается выбора контрагента, пояснил эксперт. Чтобы структурировать такой процесс, не лишним будет составить торговую политику организации. В этом документе как раз и нужно будет прописать основания для принятия решения о работе с контрагентами. По словам Кокина, в торговой политике надо подробно описывать процесс выбора: «А не просто указать, что с людьми в синем галстуке работаем, а с теми, кто в красном, – нет».
Критерии отбора контрагентов должны быть исчерпывающие, четко сформулированные, ясные и однозначно толковаться. Если не хотите с кем-то работать, то можно придумать новый критерий и внести его в торговую политику.
Вместе с тем, кроме процедуры отбора контрагентов, важно описать и процесс работы с ними: начиная от объема поставок и цен, заканчивая условиями предоставления скидок, добавил Кокин. По словам профессора кафедры экономического анализа организаций и рынков факультета экономики НИУ ВШЭ Светланы Авдашевой, обсуждаемый документ – это своего рода компромисс между соблюдением закона и маркетингом. Благодаря торговой политике получится сохранить возможность варьировать цены, отбирать и поощрять контрагентов.
Но к составлению такого свода правил нужно подходить максимально ответственно. В его составлении должны участвовать специалисты всех департаментов компании, подчеркнула Авдашева. А сам документ должен соответствовать не только положениям действующего законодательства, но и максимально исключать основания для жалоб на компанию, резюмировала эксперт.
Борьба с картелями и внедрение комплаенса
Представитель ФАС Дмитрий Артюшенко, замначальника управления по борьбе с картелями, представил анализ судебной практики в этой сфере. Так, в деле № А52-3855/2017 Арбитражный суд Северо-Западного округа указал на недопустимость расширительного толкования термина «подконтрольности», которое содержится в действующем конкурентном законодательстве. А в споре № 44-185/2017 окружной суд уточнил, какие доказательства помогут установить сговор на аукционах. В частности, компании, претендующие на получение тендера, имеют общую инфраструктуру, не конкурируют, отказываются от заключения госконтрактов в пользу других участников сговора и т. д. Суд объяснил, что подобные факты нельзя интерпретировать случайным стечением обстоятельств. Кроме того, в деле № А40-124258/2018 АСГМ указал, что доказательством сговора могут служить не подлинники, а копии документов.
Избежать нарушений и заранее выявить недостатки в работе компании помогает эффективно выстроенная система внутреннего аудита – комплаенс. Алексей Полищук, антимонопольный комплаенс-офицер рассказал, как они выстраивали такой механизм в ГК «Дикси». По его словам, на начальном этапе перед ними стояло шесть задач: система должна иметь максимальный функционал, соответствовать лучшим практикам, внедряться быстро, дешево и «не для галочки». Эксперт рассказал, что уже через год все задуманное удалось реализовать и даже согласовать в ФАС. Полищук признался, что им удалось сэкономить благодаря уже существовавшей не первый год в компании системы общего комплаенса: «Что-то заимствовали оттуда». Докладчик порекомендовал привлекать внешних консультантов для такой работы, но подчеркнул, что в ГК «Дикси» большую часть работы выполнили инхаусы.
Сейчас в крупных компаниях в основном инхаусы занимаются внедрением комплаенс-систем. Ведь эта работа основана именно на отраслевом законодательстве, которое лучше знакомо внутренним юристам предприятий.
А вот в ТЭК Якутии антимонопольный комплаенс смогли выстроить и вовсе за полгода, поделился опытом Николай Медведев, руководитель антимонопольного направления этого предприятия, а в прошлом – сотрудник Центрального аппарата ФАС. Он заметил, что за год работы системы не допущено нарушений антимонопольного законодательства, все запросы регулятора исполнены в срок, а на их компанию стали меньше жаловаться в местный УФАС, резюмировал докладчик.