ПРАВО.ru
Законодательство
20 мая 2019, 18:08

Подводные камни: какие проблемы оголил закон о крабовых аукционах

Подводные камни: какие проблемы оголил закон о крабовых аукционах
Введение инвестиционных квот на крабовые аукционы было вопросом острым, поэтому в правительстве решили его быстро: проект внесли 19 марта, а законом он уже стал 1 мая. На парламентских слушаниях говорили: это для того, чтобы успеть к новому сезону: с мая по сентябрь краб нерестится, а новый сезон добычи начнется только осенью. Но может сложиться так, что добывать его будет некому.

Изменения в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» внесли быстро: буквально за два месяца. Суть проекта в том, чтобы изъять у текущих держателей квот на добычу крабов 50% и выставить на инвестиционные аукционы. После такой манипуляции правительство намерено реализовать две задачи: пустить новых игроков на рынок (то есть предупредить монополизацию), по итогам проведения аукционов принести деньги в бюджет. Планировалось выручить около 82 млрд руб. Однако будут ли достигнуты принятыми поправками поставленные задачи?

Действующие игроки и заинтересованные сообщества говорили о том, что добыча краба – это далеко не простой промысел, он требует многолетней подготовки и знаний. Кроме того, для того чтобы освоить эту сферу, компании уже инвестировали немалые средства, а лишение доходного бизнеса может пошатнуть их экономическое равновесие. Это в том числе скажется на количестве рабочих мест. В качестве альтернативного и более щадящего способа достижения поставленной задачи пополнения бюджета участники рынка предлагали повысить налоги на этот вид деятельности. Но предложения не были восприняты, и проект утвердили. 

Как рассказывает Никита Показанник, юрист «Пепеляев Групп», с точки зрения монополизации рынка добычи крабов переход на новую систему может повысить конкуренцию на рынке – значит привести к появлению новых игроков на рынке. «Явным преимуществом закона, на наш взгляд, является в том числе план по модернизации и строительству новых судов за счет инвестирования, что может в перспективе привести к повышению эффективности добычи крабов», – комментирует он. Однако Показанник напоминает, что опыт прошлого десятилетия, внедрение аукционного метода распределения квот, принятие данного закона, в особенности в условиях отсутствия переходного периода, потенциально может привести к уходу с рынка мелких и средних игроков, отбросить развитие отрасли на десяток лет назад и ухудшить инвестиционную и социальную атмосферу крабодобывающих регионов. 

Прежние добытчики крабов, считает Показанник, ожидали стабильного ведения своей хозяйственной деятельности в результате пролонгации контрактов на 15 лет. Помимо уплаты в бюджет налогов в существенном объеме компании осуществили значительные инвестиции в развитие отрасли. Также бизнес реализовывал себя как социальный институт в регионах. В результате принятия данного закона государство, получив от компаний масштабные денежные и трудозатратные вложения, «нарушило» свои обязательства и поставило в уязвимое положение компании, которые на протяжении 10 лет осуществляли развитие отрасли и регионов», – резюмирует он.

Кроме того, сами компании в рамках обсуждения неоднократно заявляли о высокой закредитованности, об огромных вложениях в развитие отрасли, которые уже были сделаны компаниями и которые будут сделаны компаниями в будущем, также существенна социальная значимость существующих компаний по вылову крабов: они дают регионам большое количество рабочих мест, инвестируют собственные средства в развитие промышленности в регионах. Ввиду наличия кредитов на осуществление текущих инвестиционных проектов многие владельцы квот не смогут позволить себе участие в новых аукционах в целях повторного приобретения ранее изъятых квот.

Принятый закон, безусловно, приведет к нарушению прав компаний, уже занимающихся выловом крабов. Уменьшение общего объема добычи крабов является фактически принудительным отчуждением текущими владельцами имущества в пользу государства. В первую очередь это является нарушением неотъемлемого права собственности, предоставленного Конституцией.

Как «Право.ru» рассказал президент НО «Ассоциация рыбопромышленников Сахалинской области» Максим Козлов, проблема может быть не только в нарушении прав действующих краболовов. «Ситуация понятна: закон принят, теперь нам нужно будет его реализовывать, в этой части возникают вопросы. Нам нужно понимать, как будут формироваться лоты. Мы уже видели предложения, которые поступили от Федерального агентства по рыболовству. В список объектов, которые будут выставлены на аукцион, будет в том числе выставлен так называемый глубоководный краб, что вызывает вопросы», – рассказывает он. По его словам, коллеги из Владивостока оценили расчеты агентства и пришли к выводу, что в их основу были не совсем верно заложены объемы добычи и экономика в целом. Сама добыча этого вида краба – очень сложный вид промысла. «Даже сейчас не все наши предприятия способны в нормальных условиях осваивать объемы по добыче глубоководного краба, это сложный объект, он не имеет такую высокую экономическую привлекательность, как, скажем, синий или камчатский краб. Удивительно, что его включили в аукционы», – недоумевает Козлов.

Президент выразил надежду, что участникам рынка дадут поучаствовать в разработке подзаконных актов. Ситуация вырисовывается при этом вовсе не радужная. «Со стороны Сахалина основные добытчики, у которых забрали проценты по квотам, уже заявили, что на аукционы не пойдут и не будут участвовать. Похожая ситуация, насколько я знаю, складывается в Приморье. Если основные предприятия не будут участвовать в аукционе, то встает вопрос, кто на них явится. Скорее всего, мы потеряем рабочие места, а для регионов уйдет ресурс. Для субъекта это большие потери. Мы указывали на эти риски еще при обсуждении законопроекта, но наши доводы, к сожалению, не услышали», – констатирует он.

У последствий изменений порядка крабодобычи есть еще одна сторона – экологические и популяционные риски. Об этом говорит фонд дикой природы WWF. «Еще в начале 2000-х годов Всемирный фонд дикой природы (WWF) выступил против выставления квот на аукционы. WWF России по-прежнему считает практику распределения квот посредством аукционов порочной», – сообщают они и мотивируют это тем, что аукционная торговля может толкнуть рыбаков на браконьерство. В частности, они предупреждали, что «исторический принцип» давал компаниям уверенность, что договоры с ними будут перезаключены. А это, по мнению фонда, обуславливало и их отношение к биоресурсу, который при правильном отношении будет приносить доход, поэтому и компании стремятся к международным экологическим стандартам. При резкой отмене этого принципа на рынок могут выйти новые игроки. «Может рухнуть сложившееся рыбацкое объединение компаний, занимающихся крабовым промыслом, – Ассоциация добытчиков краба Дальнего Востока. Ассоциации будет не до завершения экологической сертификации, в ходе которой она активно боролась с незаконным, несообщаемым и нерегулируемым (ННН) промыслом краба», – предупреждал фонд, также указывая, что новые игроки могут переоценить динамику рынка.