У нас было 300 юристов и один проект мощнейшей автоматизации
Автоматизация и технологии в праве, как правило, ассоциируются с юрдепартаментами крупных корпораций: они понимают ценность подобных инвестиций, а главное – у них есть такая возможность. Дальше – международные и крупные юридические фирмы. На них глобальные проекты автоматизации заканчиваются. Отдельная категория – проекты государственной важности (автоматизация налоговой и судебной систем, картотеки законопроектов и так далее).
С вопросом, заменят ли роботы юристов, уже разобрались (не заменят), нужна ли автоматизация во всех сферах юриспруденции – да. Казалось бы, что еще можно обсуждать? Но что обсуждать нашли: на конференцию «Право.ru» «Будущее уже здесь. LegalTech эволюция» пришли представители флагманских корпораций в вопросах технологий: X5 Retail Group, «Сибура», «Икеа», «Дикси», Рокетбанка, «Кока-колы», Viacom, Сбербанка, Siemens и «Газпром нефти». На площадке конференция собрала около 150 консультантов, инхаусов и разработчиков: наравне с выступлениями и подробными кейс-презентациями участникам было важно и другое – общение с коллегами, обмен опытом, но главное – знакомство с новыми технологичными проектами, возможная их интеграция в свои процессы.
Анна Костыра, управляющий партнер Deloitte Legal СНГ, рассказала про собственные опыты интеграции решений в работу штата юристов. Какие проблемы начинаются после автоматизации? Заставить сотрудников предложенными системами пользоваться. «Нужно отойти от схемы, когда с каким-то вопросом вас «ловят» в коридоре. Это плохо не только с точки зрения времени. Очень важно, чтобы все вопросы и ответы на них заносились в систему. Потому что юрист может уволиться, а библиотека знаний и наработок останется», – обратила внимание Костыра. При этом она подчеркнула: начинать автоматизацию нужно с сотрудников и понимания собственных задач, а только после это обращаться к техническим специалистам.
При этом не стоит бросаться в автоматизацию сломя голову. Ответьте себе на вопросы: кто будет поддерживать систему и обновлять ее (ведь законодательство в России крайне динамично), насколько уже существующие ваши решения могут технологически встроиться в новые системы, существует ли в компании единый документооборот?
Автоматизацию за счет собственного отдела разработки могут позволить себе отнюдь не многие. Компании обращаются к внешним специалистам, а тут самое сложное – это выстроить коммуникацию. IT-компании смогут помочь вам реализовать практически любые решения, но они не смогут сказать, какие из них не нужны вовсе. Практически уникальная ситуация произошла в компании Siemens. Так, руководитель налоговой службы Владимир Зайцев, не имея специализированного образования в области IT, самостоятельно изучил вопрос и подготовил технологические решения для компании. Слушателям конференции он также подробно изложил в презентации, сколько строчек кода нужно написать и как этому научиться (все презентации с конференции будут доступны на сайте конференций «Право.ru»).
Некоторые компании также проводят автоматизацию своими силами, о таком опыте рассказала Татьяна Ветошкина, президент Центра правового аутсорсинга «Ваше право». Разработкой решения, которое позволило автоматизировать 70% работы юристов, занялся собственный отдел, а в составлении технического задания участвовали все сотрудники-юристы.
Мы в компании провели автоматизацию массовых судебных споров в судах общей юрисдикции. В итоге нам удалось полностью исключить технические ошибки, а также на 70% автоматизировать работу юристов. Итог – наши юристы перестали думать о том, как бы чего не забыть, и стали больше думать о сути дела. В итоге мы улучшили наши услуги.
Но автоматизация – это не только про rocket science, но и базовые вещи. Например, безопасность данных клиентов и своих. Чем больше автоматизации, тем сильнее нужно думать об этом факторе. Хорошо об этом знает бывший следователь и действующий адвокат Владимир Юрасов, адвокат коллегии адвокатов «Юрасов, Ларин и партнеры». При проверках и любой угрозе бизнесу со стороны правоохранительных органов информационная безопасность становится вовсе не иллюзорной потребностью.
Одна из головных болей адвоката – тревожный клиент, который боится отправлять информацию. Но это правильно, что он боится. При этом для меня отсутствие нужной информации – это как тупой скальпель для хирурга. Поэтому в работе стоит использовать мессенджеры, к которым органы не имеют доступа. Можно разработать свои или использовать готовые решения. Я в работе использую Rendall, у него серверы находятся в Швейцарии.
Еще один немаловажный вопрос – убедить коллектив пользоваться таким решением. Неважно, чего оно касается: безопасности или автоматизации. О том, как это сделать, на собственном опыте рассказала Нурида Ибрагимова, глава департамента контроля качества национальной юридической службы . В компании целая линейка технологических решений, которые требуют не только тщательной разработки, но и обучения сотрудников и мотивации для них пользоваться этими сервисами. Ибрагимова описала для участников конференции подробный механизм и дала несколько практических рекомендаций, а также объяснила, в чем заключается культура инноваций.
Мы собираем обратную связь не только от наших специалистов, но и клиентов, насколько наши технологии для них актуальны и удобны. А после этого мы меняем или совершенствуем решения. Культура инноваций позволяет нам эффективно внедрять собственные разработки. Индикатор того, что мы делаем это хорошо, – наши методики и технологии пытаются скопировать другие компании.
На конференции также выступали представители X5 Retail Group, , «Газпром нефти», Рокетбанка и другие. Они представляли подробные кейсы с практико-ориентированными решениями. Ознакомиться с тезисами и презентациями можно на профильном сайте.