Передвижения адвокатов
В Москве передвигаться по городу можно только при предъявлении удостоверения адвоката. "Правоохранители на улицах относятся к адвокатам лояльно, с пониманием. Случаи задержания адвокатов и привлечения к административной ответственности за нарушение режима самоизоляции мне неизвестны", - говорит адвокат, руководитель независимого адвокатского проекта "Роскомзащита" Александр Пиховкин. "Из своей практики передвижения по Москве и Московской области могу сказать, что никаких проблем с этим нет. Однако из общения с коллегами знаю, что те, кто выехал в соседние области, испытывали сложности с возвращением в Москву. Власти субъектов требовали оформления соответствующих пропусков, которые не предусмотрены для адвокатов в Москве и Московской области", - рассказала адвокат, советник АБ Светлана Мальцева. Пиховкин назвал проблемой штрафы при видеофиксации автомобилей, на которых передвигаются адвокаты.
В Санкт-Петербурге, по словам адвоката, управляющего партнера Натальи Шатихиной, ограничений на передвижение для граждан нет. Организации, за исключением обслуживания населения, работают в уведомительном порядке. "Поэтому адвокаты перемещаются свободно", – объяснила Шатихина.
В Челябинской области на первоначальных этапах введения карантина адвокатам приходилось ссылаться на распоряжение губернатора, в котором приводились исключения для охраны прав граждан. "В настоящее время сотрудники правоохранительных органов при предъявлении удостоверения адвоката не препятствуют дальнейшему движению", - сообщил адвокат Челябинской коллегии адвокатов "Канон" Константин Акулич.
В Воронежской области, по словам члена Совета Федеральной палаты адвокатов, президента АП Воронежской области Олега Баулина, перемещения адвокатов не вызывают вопросов и возражений у правоохранительных органов.
Следственные действия
В Москве следственные действия сейчас проводятся в ограниченном объеме. Как правило, с лицами, которые находятся либо под подпиской о невыезде, либо под домашним арестом или иными мерами пресечения, не связанными с нахождением в СИЗО. "Видимо, понимая, что соблюдение сроков по возбужденным делам сегодня затруднительно, зачастую затягивается принятие решений о возбуждении уголовных дел по проверочным производствам", - пожаловался вице-президент Федеральной палаты адвокатов Михаил Толчеев. Однако после возбуждения уголовного дела, особенно если решается вопрос о мере пресечения и подозреваемый задержан, проводятся неотложные следственные действия. Адвокат, партнер ЮФ Дмитрий Горбунов сообщил: следователи сейчас не рассматривают в срок ходатайства защиты или вообще отказываются принимать их даже в электронном формате под предлогом распространения коронавируса, а также настаивают на обязательной явке на допрос лиц, которые проживают в иных регионах.
В Санкт-Петербурге следственные действия проводятся ограниченно. "Многие следователи продлевают сроки следствия. Главное следственное управление закрыто для адвокатов и иных лиц, но следователи на рабочих местах. В основном проходят те действия, которые были начаты. Например, ознакомление с материалами дела лиц, содержащихся в изоляторах", - рассказал член Совета АП Санкт-Петербурга, председатель Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов Сергей Краузе.
В Челябинской области следственные действия сейчас проводятся в полном объеме. По словам Акулича, попытки органов предварительного следствия приостановить дела по п. 3 ч. 1 ст. 208 УПК в связи с невозможностью реального участия обвиняемого не поддержали органы прокуратуры. Однако интенсивность следственных действий значительно снизилась по сравнению с периодом до карантина.
При этом все адвокаты отмечают несоблюдение требования о социальном дистанцировании. "Зачастую кабинеты следователя настолько малы, что даже при большом желании дистанцироваться друг от друга невозможно. Кроме того, в одном кабинете могут находиться рабочие места нескольких следователей, включая помощников", - поделилась адвокат, партнер АБ Дарья Шульгина. По ее словам, в некоторых следственных подразделениях ограничен вход в здание. После получения вызова для ознакомления с уголовным делом следователь выносит необходимые материалы на пост охраны, где дает возможность их сфотографировать. Во многих следственных подразделениях на входе измеряют температуру тела, а также стоят антисептические препараты и даже выдаются маски.
Судебные заседания
В московские суды пускают только участников неотложных процессов согласно спискам. "На заседаниях они, как правило, находятся без масок, перчаток и бахил, но на большом расстоянии друг от друга. Произносить речь, находясь в маске, практически невозможно", - отметила Мальцева. Слушания по продлению арестов проводятся по видеоконференцсвязи - суды и СИЗО Москвы имеют для этого возможность. Обвиняемых из изоляторов не вывозят, но защита, обвинение и судьи присутствуют лично.
"В Санкт-Петербурге на судебные заседания пускают в перчатках и масках. Без ограничений", - говорит Шатихина. Слушания проводятся с использованием видеоконференцсвязи. "Из-за большой нагрузки создаются очереди - например, следственный изолятор "Кресты" имеет всего пять оборудованных для видеоконференцсвязи помещений, и их недостаточно. Кроме того, это нарушает права лиц, содержащихся под стражей, на ознакомление с представленными материалами и на общение с защитником наедине без ограничений во времени", - рассказал Краузе. Вице-президент Адвокатской палаты Ленинградской области Денис Лактионов пожаловался и на другие нарушения: при обращении адвоката в суд, например, для ознакомления с материалами об аресте, суд отказывает со ссылкой на ограниченный режим работы.
В Челябинске судебные заседания по продлению меры пресечения преимущественно проводятся посредством видеоконференцсвязи, однако встречаются случаи с непосредственным личным участием обвиняемого. "Средств индивидуальной защиты никому не выдают", - говорит Акулич. В Воронежской области в суды пускают при наличии масок и перчаток.
СИЗО
Большинство адвокатов жалуются, что сейчас в СИЗО нельзя общаться с подзащитными наедине - только через стекло с помощью телефона (приказ УФСИН по г. Москве от 20 марта 2020 года № 168). "Это не может в полной мере обеспечить право обвиняемого на защиту, поскольку соблюсти в таких условиях конфиденциальность невозможно", - уверена Мальцева.
"В Москве в СИЗО № 2 (Лефортово) для прохода требуются только маска и перчатки. В СИЗО № 3 адвокатам предлагают надеть одноразовые комбинезоны. В СИЗО № 6 и СИЗО № 7 выдают многоразовые костюмы образца Общевойскового защитного комплекта (т. н. ОЗК), включая перчатки", - рассказал Пиховкин. Адвокат АБ Ирина Щербакова добавила, что в СИЗО № 5 тоже выдают защитные костюмы, однако посоветовала иметь свой, чтобы не стоять в очереди. Адвокат МКА Артем Чекотков сообщил: иногда, чтобы попасть к доверителю, надо надеть не только ОЗК, но и противогаз. "Мне известны случаи, когда комплекты защиты для адвоката приносили с собой следователи. Но это не правило, а скорее частные инициативы правоохранителей. Без защитных костюмов никого в СИЗО не пускают. Некоторым следователям проще принести обмундирование для адвоката, чем ставить под угрозу производство следственного действия", - считает Пиховкин.
По словам Акулича, находящиеся на территории Челябинской области пять следственных изоляторов продолжают функционировать в прежнем режиме: "Единственное изменение – перед посещением СИЗО необходимо пройти осмотр у медицинского сотрудника следственного изолятора".
В Воронежской области доступ в СИЗО для адвокатов ограничен и разрешается в исключительных случаях. "Однако в ближайшее время должна быть реализована договоренность о дистанционных свиданиях через Skype", - сообщил Баулин.
В Санкт-Петербурге следственные изоляторы открыты. Краузе говорит, что СИЗО №1 (Кресты) ввело два ограничения: требует от посетителей маски и перчатки. В некоторых СИЗО нужны еще бахилы.
Председатель Федеральной палаты адвокатов Юрий Пилипенко попросил главу Следственного комитета Александра Бастрыкина обеспечить всех участников следственных действий средствами индивидуальной защиты: одноразовыми масками, перчатками и дезинфицирующими растворами. Такие же обращения президент ФПА направил генеральному прокурору Игорю Краснову и главе МВД Владимиру Колокольцеву. Пока что они остались без ответа.